С нового года в Украине появится национальное FM-радио
Национальная радиокомпания Украины (НРКУ) планирует запустить общенациональную FM-сеть в начале 2015 г. Об этом "Капиталу" сообщил глава Государственного комитета телевидения и радиовещания Олег Наливайко. "До этого времени нам удастся реализовать запланированный проект создания единой сети украинского радио", — заявил чиновник. На данный момент НРКУ располагает только 30 %-м покрытием территории страны в FM-диапазоне.
Насобирать частот
Как пояснил Наливайко, Госкомтелерадио совместно с Национальным советом по вопросам телевидения и радиовещания разработали проект, согласно которому, FM-покрытие Национального радио достигнет как минимум 80 % территории Украины. 40‑50 % этого объема Госкомтелерадио планирует обеспечить за счет радиочастотного ресурса областных государственных телерадиокомпаний (ОГТРК).
Наливайко говорит, что согласно проекту, из лицензий ОГТРК будет изыматься 20 часов эфирного времени в пользу работы Нацрадио в FM-диапазоне. На данный момент лицензии уже переоформили 11 областных телерадиокомпаний, а именно: Житомирская, Запорожская, Сумская, Тернопольская, Херсонская, Закарпатской, Львовская, Полтавская, Ровенская, Хмельницкая и Черкасская. У всех этих компаний объем вещания на FM-частотах уменьшен с 24 до 4 часов в сутки. Компании теперь вещают в такие отрезки времени: 8:10 ‑ 09:00, 10:10 ‑ 10:20, 12:10 ‑ 12:20, 13:10 ‑ 15:00, 16:10 ‑ 16:20, 18:10 ‑ 19:00.
"Эти оставшиеся 4 часа будут предназначаться для региональных новостей на протяжении дня и для заключительных выпусков в каждом регионе", — рассказал собеседник "Капитала", добавив, что по такому пути в ближайшее время пойдут и оставшиеся ОГТРК.
22‑25 млн грн ежегодно выделяется из государственного бюджета на поддержку Национального радио
План мероприятий по реализации проекта предусматривает также расширение сети путем просчета и предоставления новых частотных присвоений. 11 сентября Нацсовет заказал ГП "Украинский государственный центр радиочастот" рассчет 25 частотных присвоений в FM-диапазоне для нужд Национальной радиокомпании Украины. По окончании рассчета частот они будут выставлены на конкурс.
За последние годы НРКУ ни разу не удавалось победить в таком конкурсе. Все свободные лицензии на FM-ресурс получали коммерческие компании. "Как раз для этого мы делаем этот проект публичным. Я сомневаюсь, что кто‑то другой сможет реализовать проект такого масштаба", — говорит Наливайко. Ранее глава Нацсовета Юрий Артеменко заявлял, что никаких поблажек для НРКУ не предвидится и госкомпания будет участвовать в конкурсе наравне со всеми.
Сомнительный бизнес
По словам Наливайко, Госкомтелерадио ожидает, что этот проект будет финансово успешным. "Мы впервые относимся к Национальному радио как к бизнесу. Все это делается для того, чтобы снять финансовую нагрузку с государства", — отметил он. Напомним, ежегодно на поддержку Национального радио из госбюджета выделяется 22‑25 млн грн.
"У нас есть достаточно привлекательный бизнес-план, который мы представим в преддверии конкурса", — заявил представитель Госкомтелерадио, но рассказать подробности не захотел. Получить комментарий по этому поводу "Капиталу" не удалось также и у и.о. гендиректора НРКУ Анатолия Табаченко.
Коллеги по рынку сомневаются, что новой FM-станции удастся выйти на самоокупаемость, не говоря уже о прибыли. По мнению директора одной украинской радиостанции, для полноценного запуска общенациональной сети государству придется инвестировать немало средств. Только расходы на зарплаты собеседник "Капитала" оценил в $ 500 тыс. ежегодно.
"Если они оставят тех же людей, которые "вели" Национальное радио до сих пор, я сомневаюсь, что там что‑то изменится в лучшую сторону", — говорит директор радиостанции Kiss FM Антон Цеслик. По словам менеджера, сейчас Национальное радио не составляет конкуренции украинским коммерческим FM-вещателям. "Если они привлекут молодых и опытных специалистов — может, ситуация изменится. Но мне кажется, что все останется как есть", — добавил Цеслик.
Перспективы рекламного рынка на радио далеко не радужные. По данным Всеукраинской рекламной коалиции, объем рынка радиорекламы за 2013 г. составил 340 млн грн, а в этом году он упадет на 25 %.