10 Апр 2014, 12:21

Рынок слабоалкогольных напитков может просесть на 20%, — эксперты

Рынок слабоалкогольных напитков может просесть на 20%, — эксперты

Повышение акцизов на слабоалкогольные напитки может стать причиной падения рынка на 15-20%. При этом убытки бюджета от потери НДС составят более 42 млн грн. Такое мнение высказали эксперты в ходе круглого стола на тему "Украинский рынок слабоалкогольных напитков: есть ли будущее?", который состоялся 8 апреля в информационном агентстве "Українські новини" в Киеве.

 

После падения рынка слабоалкогольных напитков (далее — САН) в 2009 году на 15 %, он так и не смог вернуться к докризисным объемам. Текущий год стал первым за этот период, когда рынок показал незначительный рост. Так, по данным Госкомстата и AC Nielsen, в 2013 году объем продаж слабоалкогольных напитков всех игроков рынка в Украине оценивается в 10,5 млн дал, что на 0,3% больше, чем в 2012 году. Согласно результатам национального исследования, проведенного компанией Research&BrandingGroup в июле 2013 года, регулярными потребителями САН является 10,2% населения.

4 апреля 2014 года был подписан закон "Про запобіганняфінансовоїкатастрофи та створенняпередумов для економічногозростання в Україні", который, среди остальных мер, предусматривает повышение акциза на САН с 56,42 грн за литр 100%-го алкоголя до 70,53 грн за литр 100%-го алкоголя. Эксперты отмечают: акциз повышают уже второй раз за год, что само по себе незаконно. Ведь изменять ставки налога в открытом фискальном периоде — запрещено.

Такие законодательные инициативы рискуют опять обвалить рынок до рекордных показателей, утверждают его игроки. "Государству необходимо иметь план на 5 лет по акцизам, знакомить с этим производителей, привлекать их для разработки таких важных решений и взвесить все за и против, чтобы избежать популизма, но действовать именно в интересах экономики государства, — объясняет Виктория Папазова, директор по маркетингу Группы Компаний "Новые Продукты". — Повышение акцизов влияет на повышение цены не пропорционально. Это не значит, что если увеличился акциз на 2 грн, то и цена продукта на полке вырастет всего на 2 грн — рост будет больше".

По ее словам, на себестоимость продукции влияет то, что в производстве используются проверенные натуральные и качественные ароматизаторы, которые приходится полностью закупать за рубежом в евро, курс которого неуклонно увеличивается. "Рост цены категории на 1% влечет падение продаж на 1,8%. Поэтому  мы прогнозируем падение рынка на 20%", –говорит Виктория."Во всяком случае, в конечном итоге акциз платят потребители. Любое повышение цен ложится на их плечи", — подтверждает Виктория Соломон, главный государственный ревизор-инспектор Департамента контроля за оборотом и налогообложением подакцизных товаров Министерства доходов и сборов Украины.

Эксперты убеждены: чтобы принимать какие-либо решения, необходимо анализировать опыт других стран, учитывая при этом национальную специфику. "Если Украина движется в сторону Европейского Союза, то гармонизация бизнес-системы — идея хорошая. Но необходимо сделать эту систему более простой и понятной для всех игроков рынка", — говорит РомасАпульскис, президент Альянса промышленности напитков Балтии. По его словам, ориентироваться стоит в первую очередь не на тарифы. "Нужно учитывать, как соотносится покупательская способность потребителей с ценами на продукцию, ведь в Украине она гораздо ниже, чем в ЕС", — уверен Ромас.

Таким образом, повышение акцизов на САН затронет не только производителей, но, в первую очередь, покупателей и смежные отрасли. К тому же, повлечет за собой увеличение доли нелегального алкоголя, со всеми вытекающими рисками.

"Повышение акциза на слабоалкогольные напитки будет сдерживать рост их производства в Украине, — говорит Валентина Микусевич, вице-президент Украинской ассоциации качества, директор по качеству корпорации "Оболонь".­ –  благодаря нововведению у рынка есть все шансы просесть  на 10-15%». Эксперт уверена: с помощью дополнительных акцизов государство лишь снижает количество рабочих мест и мешает производителю вкладывать деньги в производство качественных напитков, но никак не способствует борьбе с алкоголизмом. "Если человек хочет уменьшить негативное влияние алкоголя, он должен в первую очередь подумать о том, что и в каком количестве потребляет. А производитель — выпускать такой продукт, который не навредит здоровью, если употреблять его в меру", — подчеркивает Валентина.

После поднятия цены на слабоалкогольные напитки покупатели не перестанут покупать алкоголь — они просто перейдут на более дешевый и некачественный фальсификат, уверены эксперты. На данный момент почти половина алкоголя и так ввозится в страну нелегально. "На самом деле проблема всей алкогольной отрасли– это не  САН, которые занимают 1,5 % рынка. Проблема — это нелегальный алкоголь, который занимает 48%.  Ведь увеличивая давление, повышая розничные цены, мы заставляем малых предпринимателей искать другие способы заработка, то есть, переходить на продажу фальсификата. Ведь пить не перестанут. Вопрос в том, что будут пить", — подтверждает Виктория Папазова.

"Я бы порекомендовал правительству не делать таких резких решений, как повышение на 20-40%, потому что это очень сильно влияет на результаты промышленности. Если есть желание поднимать, лучше это делать ежегодно, но потихоньку. Тогда и потребители принимают это лучше, и производители.В Эстонии, например, приняли решение поднимать акцизы постепенно, по 5% в год", — утверждает Ромас Апулькис.

В Европе уже появился тренд перехода потребителей на натуральные алкогольные напитки, и государственные инициативы развитых стран направлены на поддержание именно напитков с невысоким содержанием алкоголя естественного происхождения за счет низких акцизних ставок. "Существует тенденция ухода к напиткам с меньшим содержанием алкоголя", — подтверждает Ромас.

Стране нужна национальная политика, направленная на расширение рынков сбыта САН, уверены аналитики. "Сокращение ввозных пошлин для украинской продукции поможет и простимулирует украинских производителей наращивать объемы экспорта также на рынки Европы. Потому что на сегодняшний день основной объем экспорта САН направлен на страны СНГ", — подчеркивает Екатерина Платонова, заместитель отдела анализа рынков аналитического департамента Pro-Consulting. 

Эксперты отрасли уверены: совместными усилиями государства и бизнес-сообщества можно определить новые долгосрочные перспективы развития рынка слабоалкогольных напитков Украины. Только консолидация и диалог между основными игроками, общественностью и государством о цивилизованном развитии индустрии САН в Украине сможет обеспечить высокий уровень качества продукции для потребителей и приемлемые рыночные условия для производителей.  

Расскажите друзьям про новость

Новое видео