Рынок слабоалкоголки: курс на натуральные компоненты
Рынок слабоалкогольных напитков ждет новый виток в развитии. Натуральные компоненты и низкое содержание алкоголя — такие запросы покупатели "слабоалкоголки" постепенно выдвигают на первый план. Об этом рассказали эксперты круглого стола, который состоялся 8 апреля в информационном агентстве "Українськіновини" в Киеве.
В следующем году глобальный рынок алкогольных напитков превысит 1 трлн долларов США и в натуральном выражении достигнет почти 210 млрд литров — таков прогноз исследовательской компании Research&BrandingGroup. Согласно данным MarketLine, в этой структуре слабоалкогольные напитки, сидр и пиво занимают значительную часть сегмента с более чем половиной рыночной стоимости.
Запретительная и ограничительная политика в отношении сегмента слабоалкогольных напитков (далее — САН), а также тенденции к потреблению напитков на естественных компонентах служат предпосылками для глобальных изменений на рынке. Так, по прогнозам экспертов, с рынка уйдут ферментированные и синтетические продукты, а на их место придут слабые вина и напитки натурального брожения. Поэтому эксперты ожидают значительного развития категории слабоалкогольных напитков, легкого вина, сидра, перри, сбитней и других напитков, содержащих натуральные компоненты.
"Появляется тренд "здорового алкоголя". Тенденция ухода к напиткам с меньшим содержанием алкоголя существует, но она больше проявляется в сегменте вин, чем коктейлей, возможно, сидров", — говорит Ромас Апульскис, президент Альянса промышленности напитков Балтии. Он утверждает: украинский и балтийский рынок САН очень похожи, как и этапы их развития. "Благодаря низким акцизам на САН, которые были в странах Балтии лет 10 назад, эта категория получила хорошие возможности для роста. Они активно развивались. Многие производители таких алкогольных напитков даже делали шампанское крепостью 7%. После повышения акцизов категория САН в Прибалтике практически исчезла, но выросла категория сидров, миксов, изготовленных на основе яблочного вина", — объясняет Ромас.
*-данные Canadean
Украинские производители подтверждают наличие на украинском рынке всех возможностей для роста за счет расширения категорий слабоалкогольной продукции, а также готовность целевой аудитории, в том числе молодежи, к появлению альтернативных классических слабоалкогольных напитков. При этом успех ждет не только компании, которые готовы к реструктуризации и выпуску на рынок натурального слабоалкогольного продукта, но и компании, которые имеют мощную производственную базу, развитую сеть дистрибуции и финансовые ресурсы для поддержки и продвижения нового продукта. "Существует тенденция на природное, натуральное. Потребители будут переключаться на другие категории, в частности бирмиксы и сидры", — утверждает Виктория Папазова, Директор по маркетингу Группы компаний "Новые продукты".
"У рынка есть хорошие возможности для роста за счет расширения категорий продукции САН, лишь нужно их законодательно закреплять", — поддерживает производителей Виктория Соломон, главный государственный ревизор-инспектор Департамента контроля за оборотами налогообложениемподакцизныхтоваровМинистерствадоходови сборов Украины. Она приводит пример: во Франции существует шампанизированное слабоалкогольное вино, которое наши производители не смогут отнести ни в одну из существующих категорий."Что касается алкоголя натурального или не натурального, все-таки страны Европы, Балтии, а также Беларусь пришли к выводу, что алкоголь эндогенного (естественного) происхождения, является менее агрессивным. Поэтому во всех странах используется низкая ставка акциза для алкоголя естественного происхождения. Развитие отрасли может происходить за счет расширения категории слабоалкогольных напитков", — подтверждает слова коллег Андрей Хилькевич, директор компании NewAgeBev (отдельное подразделении ГК "Новые Продукты", которое специализируется на продуктах брожения).
Концепция ответственного потребления алкоголя, которая в последнее время получила распространение в мире, наряду с другими факторами, подразумевает снижение содержания количества спирта в алкогольных напитках.
|
Так, японские производители сегодня стремятся создать более широкий ценовой диапазон напитков для старшего поколения (50-70 лет) и при этом поддержать интерес к потреблению напитков у молодежи, которая стремится потреблять "легкий" алкоголь. Поэтому сегодня здесь происходит смещение в сторону более мягких напитков с низким содержанием алкоголя, коктейлей, баночных Сhuhai, которые раньше были на основе шочу (сётю) с крепостью 25 градусов, или ликеров.
В 2012 году Национальная ассоциация производителей и дистрибьюторов слабого алкоголя в России объявила о стремлениивыпускать слабоалкогольные напиткипо новым рецептурам — без консервантов и искусственных ароматизаторов и красителей, с меньшим числом калорий и большим содержанием натуральных, органических продуктов. При этом будут использованы натуральные вкусовые и ароматические сочетания, в том числе рассчитанные на молодежь, — с минералами, морской солью, имбирем, куркумой и т.п.
Производители напитков в Украине разделяют принципы здорового потребления алкоголя. "Мы за то, что нужно воспитывать и образовывать людей, не продавать алкоголь несовершеннолетним. При этом ограничения отрасли не помогут в решении вопроса. Если человек хочет уменьшить негативное влияние алкоголя, он должен в первую очередь подумать о том, что и в каком количестве потреблять. А производитель — выпускать такой продукт, который не навредит здоровью, если употреблять его в меру", — резюмирует Валентина Микусевич, вице-президент Украинской ассоциации качества, директор по качеству корпорации "Оболонь".
Эксперты уверены: в ближайшем времени тенденция потребления более здоровых напитков только усилится. А в Украине можно ожидать развития и роста новых сегментов — винных миксов, легкого вина, сидра, перри, глинтвейна, сангрии и других напитков на основе натуральных компонентов и с низким содержанием спирта.