17 Ноя 2008, 09:40

Рекламы в метро станет меньше

С начала следующего года количество рекламы в столичном метрополитене может заметно сократиться, поскольку КП «Киевский метрополитен» намерено поднять с 1 января 2009 г. тарифы на ее размещение на 300%

Рекламы в метро станет меньше

С начала следующего года количество рекламы в столичном метрополитене может заметно сократиться, поскольку КП «Киевский метрополитен» намерено поднять с 1 января 2009 г. тарифы на ее размещение на 300%.

Официальные тарифы метрополитена на аренду рекламных площадей отличаются от рыночных расценок в десятки раз. По официальным прайсам метрополитена, к примеру, аренда 1 кв. м внутри подвижного состава метрополитена стоит 51 грн., лайтбокс — 40 грн., щитовая конструкция — 30 грн., наклейки на дверях вестибюлей — 25 грн. в месяц. Расценки рекламистов: за месяц размещения на ситилайте придется отдать $250-350, реклама на эскалаторных сводах и путевых стенах стоит $350-700, на бэклайте — до $800-1000. Конечно, существует гибкая система скидок, которые в зависимости от объема заказа и строка размещения достигают 35-50% и более. Однако большинство рекламных агентств (РА) вовсе не зарабатывают такие уж баснословные суммы на этой разнице.

Есть лишь несколько агентств, которые имеют прямые договора с метрополитеном. Остальные компании осуществляют свою деятельность на правах субподрядчиков. «Прямые договора метрополитен вот уже давно ни с кем не подписывает, отправляя все заинтересованные агентства к генеральным подрядчикам. Правда, это не означает, что договор с метрополитеном подписать невозможно. Возможно, но на особенных условиях сотрудничества, при которых расценки на аренду рекламных площадей сильно отличаются от официально утвержденных метрополитеном тарифов»,— говорит руководитель отдела рекламы РА «Имидж-Сервис» Олег Сахно.

Повышение расценок на рекламу в метро до сих пор происходило постепенно, и было связано, по словам участников рынка, с общими инфляционными процессами. «В сентябре-октябре операторы повысили примерно на 10% цены на путевые стены, эскалаторные своды и бэклайты»,— отмечает директор РА «Транс-Медиа» Виталий Евсеев. А по словам господина Сахно, в ноябре цены также повысились, так как были привязаны к курсу доллара.

Казалось бы, нормальный процесс медиа-инфляции не должен особо повлиять на рынок. Однако если учесть все большие сокращения рекламных бюджетов основными категориями рекламодателей, то вполне понятной становится позиция рекламистов, которые любой ценой пытаются их удержать. При этом участники рынка отмечают снижение рекламной активности на 25-30%. «Рекламы действительно стало меньше. Уже сейчас можно наблюдать пустующие места в вагонах метро, что ранее было большой редкостью. Пытаясь удержать клиентов, компании предлагают различные скидки и бонусы. Мы, к примеру, на определенные места в вагонах метро предоставляем подарок постоянным клиентам в виде бесплатного двухнедельного размещения в январе,— говорит господин Евсеев.— Если же власти действительно повысят расценки на 300% (о чем недавно заявил начальник «Киевского метрополитена» Петр Мирошников.), то возникнет вопрос о рентабельности этого бизнеса. Поэтому, даже несмотря на кризис, рекламистам придется подымать расценки».

Судить о рыночных тенденциях по результатам ноября-декабря не стоит, так как в эти месяцы наблюдается традиционное предновогоднее повышение рекламной активности, на которую, как правило, бюджеты уже выделены. Транспортники еще не определились с прайсовой валютой на следующий год. Однако, как сообщил Виталий Евсеев, многие агентства уже зафиксировали цены в гривне, отказавшись от привязки к труднопредсказуемому доллару.

И даже без какого-либо повышения рынок готовится к потерям. «Настоящие проблемы начнутся в январе-феврале»,— уверен Олег Сахно. Если же руководство метрополитена действительно вчетверо повысит тарифы, то для некоторых операторов проблемы могут обернуться крахом.


Артем ВАКАЛЮК

Расскажите друзьям про новость

Новое видео