01 Авг 2023, 12:29

Рекламный рынок Украины вырастет на треть по сравнению с 2022 годом: предварительная оценка ВРК

Прежде всего, стоит расшифровать слова «предварительная оценка».

И здесь речь идет не только о самоочевидном — впереди еще 5 месяцев до конца года, а политическая и общеэкономическая ситуация в стране очень динамична и трудно предсказуема.

Также «предварительность» связана с тем, что объем Digital (Internet) медиа рекламы в структуре рекламного медиа рынка был спрогнозирован еще в декабре 2022 года и эта оценка будет пересмотрена специальным исследованием IAB Украина, которое планируется провести в августе 2023 года.

И, наконец, третий важный фактор «предварительности», на котором хотелось бы остановиться подробнее.

Речь идет о классификации, структуре рекламного рынка как такового. Катализатором актуальности потенциального пересмотра структуры рекламного рынка выступил рост объемов рекламных инвестиций в т.н. цифровое телевидение.

По оценкам в 2023 году этот сегмент вырастет до 200 млн грн (оговоримся, что некоторые специалисты более сдержанны в своих оценках — 100-150 млн грн на этот год) и имеет колоссальные перспективы роста (и здесь все эксперты единогласны).

Куда отнести этот сегмент — к рынку телевизионной рекламы? Казалось бы это наиболее логичное решение, но украинская практика показывает, что клиенты относятся к цифровому ТВ как части своего digital бюджета и альтернативой OTT платформам при отсутствии выгодных для себя предложений видят Youtube, а не линейное ТВ или даже IPTV. Кроме того, расходятся мнения и по тому, что собственно считать в объемы этой части рынка и как считать.

И уж если добавлять один сегмент, то может стоит пересмотреть все категории рынка?

А здесь могут быть как «традиционные» решения – например, взять общепринятую классификацию от лондонского WARC (World Advertising Research Center), прекратить «придумывать» объяснения, почему исключается из национального медиа рынка «поиск», а всю прессу разделить на газеты и журналы, добавив к ним их сайты и т.д.

Или поступить кардинальнее и, если угодно, «революционно» — воспользовавшись методологией агентства Zenith, которое в своей классификации рынка использует категорию — Video, включающее как линейное ТВ, так и online видео на Youtube, TikTok, а также все другие стриминговые платформы и т.д.

Очевидно, что нужна профессиональная дискуссия и разработка единого мнения, которое необходимо будет зафиксировать как индустриальный стандарт.

Хотелось бы, чтобы итоговое исследование объемов рекламного рынка 2023 отличалось не только более точными (фактическими) цифрами, но и более совершенной структурой рекламного рынка.

А пока есть такая таблица с прогнозами:

Итоги 2021, млн грнИтоги 2022, млн грнПроцент изменения 2022 до 2021, %Прогноз 2023, млн грнПрогноз изменения 2023 до 2022, %
ТВ-реклама, всего13 6422 604— 81%3 78045%
Прямая реклама11 8542 370-80%3 43045%
Спонсорство1 788234-87%35050%
Цифровое ТВn/an/a200
Реклама в печати, всего1 599342-79%3451.0%
Национальная печать960 221-77%2283.0%
в т.ч. спонсорство243 56-77%572.0%
Региональная печать26851-81%48-5.0%
Специализированная печать37170-81%69-1.0%
OOH Media, всего4 0981 756-57%2 65351%
Наружная реклама3 0921 363-56%1 98746%
Транспортная реклама39790-77%14461%
DOOH518273-47%48276%
Indoor реклама9030-67%4033%
Радио реклама, всего855333-61%55567%
Национальное605240-60%40067%
Региональное8033-59%5052%
Спонсорство17060-65%9558%
Реклама в кинотеатрах262-92%n/a
Digital (Internet) Media реклама12 8337 190-42%8 62820%
Всего рекламный медиа рынок33 05312 227-63%16 16132%

Телевизионный рынок рекламы оправился от стресса в прошлом году и научился работать в условиях войны. Восстановление, хоть и постепенное, но безудержное — прогнозируется 45% роста по сравнению с 2022 годом. «Локомотив» восстановления «фарма» демонстрирует довоенный уровень вышедшими в эфир клиентами. Во втором полугодии наконец-то активизировались рекламодатели из категории FMCG. В настоящее время лишь несколько клиентов из довоенного ТОП20 вне эфира, что подтверждает постоянство рынка в целом. Спонсорству, хоть и тяжелее по понятным причинам (отсутствие большого количества развлекательных шоу), но своих 10%-11% в телевизионном сплите оно держит.

Следовательно, рынок прямой рекламы в 2023 году составит не менее 3.430.000.000 грн, спонсорство имеет все шансы перейти границу в 350.000.000 грн.

Рекламный рынок активно осваивает новые возможности цифрового вещания благодаря технологиям ОТТ провайдеров. На сегодняшний день объем рекламы в цифровом телевидении около 200.000.000 грн и имеет большой потенциал роста в следующем году.

Украинская Ассоциация Медиа Бизнеса делает свой экспертный прогноз объемов рынка рекламы в печати — 345 млн грн, исходя из ситуации по состоянию на 15 июля 2023 года и моделируя развитие рынка, при отсутствии значительных потрясений.

Эксперты УАМБ добавляют, что этот прогноз составлен исходя из оценок того падения рекламного рынка, которое произошло в результате полномасштабного вторжения России на территорию Украины 24 февраля 2022 года, стабилизации ситуации после падения рынка и учитывая значительные объемы поддержки со стороны международных доноров для региональных медиа. УАМБ надеется, что этот экспертный прогноз даст положительный сигнал всем участникам рынка рекламы в периодических СМИ.

Наружная реклама демонстрирует стабильный рост в течение первого полугодия 2023 года. Наблюдается увеличение количества рекламодателей, расширение рекламируемых категорий, более системное планирование. После стабилизации энергоснабжения возобновился значительный спрос на DOOH. Высокая занятость наблюдается в западных регионах уже третий квартал, что способствует возобновлению довоенного уровня цен и росту бюджетов. Центр постепенно догоняет. Активность наблюдается даже на Востоке, в прифронтовых городах, Николаеве, Херсоне, Запорожье, Харькове.

Основные новости радио рекламы:

  • с 4 квартала 2022 года «лекарственные средства» — категория №1 на радио (с долей около 30%)
  • кратно выросла судьба алкоголя (изменения в законе о рекламе позволили радио употреблять слова «пиво»/«водка»…).
  • Как уже было сказано выше — рынок интернет рекламы еще ждет исследования по факту первого полугодия, поэтому дождемся новых сведений от IAB Украина, которые должны поступить уже в августе.
Оценка рынка маркетинговых сервисов от Международной Ассоциации Маркетинговых Инициатив (МАМИ)
Маркетинговые сервисыИтоги 2021, млн грнИтоги 2022, млн грнПроцент изменения 2022 до 2021, %Прогноз 2023, млн грнПроцент изменения 2023 до 2022, %
Объем рынка МС, всего5 9592 387— 60%2 80818%
Trade marketing (Мерчандайзинг, Trade promo, Программы мотивации и контроля персонала)2 3771 188-50%1 42620%
Loyalty marketing  (Mailing, DB management, Contact-Center)1 119560-50%61610%
Consumer marketing1 460438-70%50415%
Event Marketing and Sponsorship1 003201-80%23115%

В первой половине 2023 года речь уже идет о не стремительном, но постепенном росте рынка и увеличении запросов на проекты маркетинговых сервисов, немного больше, чем мы ожидали в конце прошлого года.

Прогнозируется увеличение почти по всем сегментам (trade, consumer, event marketing) на 20%, а loyalty marketing — 10%. В целом, планируется рост объемов рынка маркетинговых сервисов на 18%.

Предпочтение отдается точечным проектам с мгновенным результатом, то есть с фокусом на быстрой продаже и изменении поведения потребителей. Также стоит отметить изменения в тематиках: если в прошлом году по красной линии почти всех активаций проходила благотворительность, то наблюдаем и многие коммерческие проекты. Хотя вектор на повышение социальной ответственности брендов сегодня мощный, как никогда раньше. И все мы продолжаем делать все, что зависит от каждого из нас для приближения Победы и Мира в Украине!

Согласно данным Украинской Ассоциации PR, объем рынка пиар услуг очень сильно «просел» в первом полугодии 2022 года — до 50%. Но уже в конце года начал восстанавливаться и в 2023 году прогнозируется возврат объемов на уровень 2021 года, то есть на 934 млн грн.

Основные тренды:

  • 80% — это международный бизнес, проекты технической помощи, международные фонды и новосозданные украинские фонды;
  • украинские бизнесы составляют до 20% от объема рынка, в основном это фарма и агро сектор;
  • преимущество социальных коммуникаций над корпоративными, минимизация бренд коммуникации.

Следовательно, рекламно-коммуникационный рынок Украины, несмотря на продолжающуюся полномасштабную войну, продолжает жить. Да, пока его объем в 2023 году составляет примерно половину от объемов 2021 года, но уже есть рост почти по всем сегментам по сравнению с 2022 годом.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео