Рекламный рынок Украины вырастет на треть по сравнению с 2022 годом: предварительная оценка ВРК
01 Авг 2023, 12:29

Рекламный рынок Украины вырастет на треть по сравнению с 2022 годом: предварительная оценка ВРК

Прежде всего, стоит расшифровать слова «предварительная оценка».

И здесь речь идет не только о самоочевидном — впереди еще 5 месяцев до конца года, а политическая и общеэкономическая ситуация в стране очень динамична и трудно предсказуема.

Также «предварительность» связана с тем, что объем Digital (Internet) медиа рекламы в структуре рекламного медиа рынка был спрогнозирован еще в декабре 2022 года и эта оценка будет пересмотрена специальным исследованием IAB Украина, которое планируется провести в августе 2023 года.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

И, наконец, третий важный фактор «предварительности», на котором хотелось бы остановиться подробнее.

Речь идет о классификации, структуре рекламного рынка как такового. Катализатором актуальности потенциального пересмотра структуры рекламного рынка выступил рост объемов рекламных инвестиций в т.н. цифровое телевидение.

По оценкам в 2023 году этот сегмент вырастет до 200 млн грн (оговоримся, что некоторые специалисты более сдержанны в своих оценках — 100-150 млн грн на этот год) и имеет колоссальные перспективы роста (и здесь все эксперты единогласны).

Куда отнести этот сегмент — к рынку телевизионной рекламы? Казалось бы это наиболее логичное решение, но украинская практика показывает, что клиенты относятся к цифровому ТВ как части своего digital бюджета и альтернативой OTT платформам при отсутствии выгодных для себя предложений видят Youtube, а не линейное ТВ или даже IPTV. Кроме того, расходятся мнения и по тому, что собственно считать в объемы этой части рынка и как считать.

И уж если добавлять один сегмент, то может стоит пересмотреть все категории рынка?

А здесь могут быть как «традиционные» решения – например, взять общепринятую классификацию от лондонского WARC (World Advertising Research Center), прекратить «придумывать» объяснения, почему исключается из национального медиа рынка «поиск», а всю прессу разделить на газеты и журналы, добавив к ним их сайты и т.д.

Или поступить кардинальнее и, если угодно, «революционно» — воспользовавшись методологией агентства Zenith, которое в своей классификации рынка использует категорию — Video, включающее как линейное ТВ, так и online видео на Youtube, TikTok, а также все другие стриминговые платформы и т.д.

Очевидно, что нужна профессиональная дискуссия и разработка единого мнения, которое необходимо будет зафиксировать как индустриальный стандарт.

Хотелось бы, чтобы итоговое исследование объемов рекламного рынка 2023 отличалось не только более точными (фактическими) цифрами, но и более совершенной структурой рекламного рынка.

А пока есть такая таблица с прогнозами:

Итоги 2021, млн грнИтоги 2022, млн грнПроцент изменения 2022 до 2021, %Прогноз 2023, млн грнПрогноз изменения 2023 до 2022, %
ТВ-реклама, всего13 6422 604— 81%3 78045%
Прямая реклама11 8542 370-80%3 43045%
Спонсорство1 788234-87%35050%
Цифровое ТВn/an/a200
Реклама в печати, всего1 599342-79%3451.0%
Национальная печать960 221-77%2283.0%
в т.ч. спонсорство243 56-77%572.0%
Региональная печать26851-81%48-5.0%
Специализированная печать37170-81%69-1.0%
OOH Media, всего4 0981 756-57%2 65351%
Наружная реклама3 0921 363-56%1 98746%
Транспортная реклама39790-77%14461%
DOOH518273-47%48276%
Indoor реклама9030-67%4033%
Радио реклама, всего855333-61%55567%
Национальное605240-60%40067%
Региональное8033-59%5052%
Спонсорство17060-65%9558%
Реклама в кинотеатрах262-92%n/a
Digital (Internet) Media реклама12 8337 190-42%8 62820%
Всего рекламный медиа рынок33 05312 227-63%16 16132%

Телевизионный рынок рекламы оправился от стресса в прошлом году и научился работать в условиях войны. Восстановление, хоть и постепенное, но безудержное — прогнозируется 45% роста по сравнению с 2022 годом. «Локомотив» восстановления «фарма» демонстрирует довоенный уровень вышедшими в эфир клиентами. Во втором полугодии наконец-то активизировались рекламодатели из категории FMCG. В настоящее время лишь несколько клиентов из довоенного ТОП20 вне эфира, что подтверждает постоянство рынка в целом. Спонсорству, хоть и тяжелее по понятным причинам (отсутствие большого количества развлекательных шоу), но своих 10%-11% в телевизионном сплите оно держит.

Следовательно, рынок прямой рекламы в 2023 году составит не менее 3.430.000.000 грн, спонсорство имеет все шансы перейти границу в 350.000.000 грн.

Рекламный рынок активно осваивает новые возможности цифрового вещания благодаря технологиям ОТТ провайдеров. На сегодняшний день объем рекламы в цифровом телевидении около 200.000.000 грн и имеет большой потенциал роста в следующем году.

Украинская Ассоциация Медиа Бизнеса делает свой экспертный прогноз объемов рынка рекламы в печати — 345 млн грн, исходя из ситуации по состоянию на 15 июля 2023 года и моделируя развитие рынка, при отсутствии значительных потрясений.

Эксперты УАМБ добавляют, что этот прогноз составлен исходя из оценок того падения рекламного рынка, которое произошло в результате полномасштабного вторжения России на территорию Украины 24 февраля 2022 года, стабилизации ситуации после падения рынка и учитывая значительные объемы поддержки со стороны международных доноров для региональных медиа. УАМБ надеется, что этот экспертный прогноз даст положительный сигнал всем участникам рынка рекламы в периодических СМИ.

Наружная реклама демонстрирует стабильный рост в течение первого полугодия 2023 года. Наблюдается увеличение количества рекламодателей, расширение рекламируемых категорий, более системное планирование. После стабилизации энергоснабжения возобновился значительный спрос на DOOH. Высокая занятость наблюдается в западных регионах уже третий квартал, что способствует возобновлению довоенного уровня цен и росту бюджетов. Центр постепенно догоняет. Активность наблюдается даже на Востоке, в прифронтовых городах, Николаеве, Херсоне, Запорожье, Харькове.

Основные новости радио рекламы:

  • с 4 квартала 2022 года «лекарственные средства» — категория №1 на радио (с долей около 30%)
  • кратно выросла судьба алкоголя (изменения в законе о рекламе позволили радио употреблять слова «пиво»/«водка»…).
  • Как уже было сказано выше — рынок интернет рекламы еще ждет исследования по факту первого полугодия, поэтому дождемся новых сведений от IAB Украина, которые должны поступить уже в августе.
Оценка рынка маркетинговых сервисов от Международной Ассоциации Маркетинговых Инициатив (МАМИ)
Маркетинговые сервисыИтоги 2021, млн грнИтоги 2022, млн грнПроцент изменения 2022 до 2021, %Прогноз 2023, млн грнПроцент изменения 2023 до 2022, %
Объем рынка МС, всего5 9592 387— 60%2 80818%
Trade marketing (Мерчандайзинг, Trade promo, Программы мотивации и контроля персонала)2 3771 188-50%1 42620%
Loyalty marketing  (Mailing, DB management, Contact-Center)1 119560-50%61610%
Consumer marketing1 460438-70%50415%
Event Marketing and Sponsorship1 003201-80%23115%

В первой половине 2023 года речь уже идет о не стремительном, но постепенном росте рынка и увеличении запросов на проекты маркетинговых сервисов, немного больше, чем мы ожидали в конце прошлого года.

Прогнозируется увеличение почти по всем сегментам (trade, consumer, event marketing) на 20%, а loyalty marketing — 10%. В целом, планируется рост объемов рынка маркетинговых сервисов на 18%.

Предпочтение отдается точечным проектам с мгновенным результатом, то есть с фокусом на быстрой продаже и изменении поведения потребителей. Также стоит отметить изменения в тематиках: если в прошлом году по красной линии почти всех активаций проходила благотворительность, то наблюдаем и многие коммерческие проекты. Хотя вектор на повышение социальной ответственности брендов сегодня мощный, как никогда раньше. И все мы продолжаем делать все, что зависит от каждого из нас для приближения Победы и Мира в Украине!

Согласно данным Украинской Ассоциации PR, объем рынка пиар услуг очень сильно «просел» в первом полугодии 2022 года — до 50%. Но уже в конце года начал восстанавливаться и в 2023 году прогнозируется возврат объемов на уровень 2021 года, то есть на 934 млн грн.

Основные тренды:

  • 80% — это международный бизнес, проекты технической помощи, международные фонды и новосозданные украинские фонды;
  • украинские бизнесы составляют до 20% от объема рынка, в основном это фарма и агро сектор;
  • преимущество социальных коммуникаций над корпоративными, минимизация бренд коммуникации.

Следовательно, рекламно-коммуникационный рынок Украины, несмотря на продолжающуюся полномасштабную войну, продолжает жить. Да, пока его объем в 2023 году составляет примерно половину от объемов 2021 года, но уже есть рост почти по всем сегментам по сравнению с 2022 годом.

Расскажите друзьям про новость