Rambler хочет догнать Яндекс и Mail.ru
Вице-президент Rambler Media Жанна Белецкая рассказала, что в октябре начнется масштабная рекламная кампания, направленная на создание нового имиджа Rambler, которая продлится два месяца. Совокупный бюджет на этот срок — $5 млн. По ее словам, Rambler будет использовать различные каналы для продвижения — наружную рекламу, ТВ, радио, прессу, интернет и другие. На телерекламу планируется потратить большую часть бюджета. "В следующем году мы планируем значительно расширить рекламную активность — годовой рекламный бюджет увеличится более чем на 50%",— уточнила Жанна Белецкая.
Деньги на это у Rambler есть: в июле холдинг продал американскому поисковику Google систему контекстной рекламы "Бегун". Гендиректор Rambler Media Марк Опзумер рассказывал, что после сделки у компании появилось $100 млн свободных средств, часть которых планировалось потратить как на покупку медийных активов, так и на развитие проектов.
Rambler Media владеет порталом Rambler.ru, программой Rambler ICQ, электронным СМИ Lenta.ru, сайтом знакомств Damochka.ru и другими ресурсами. Холдинг стал доходным только с 2007 года: согласно отчетности по МСФО, его выручка в первом полугодии 2008 года составила $51,7 млн ($35,4 млн без учета проданного "Бегуна"), EBITDA — $8,9 млн, чистая прибыль — $756 тыс. 54,5% компании принадлежат холдингу "Проф-медиа", 45,5% акций в свободном обращении на LSE.
Заявленный бюджет в $5 млн на два осенних месяца позволит сделать кампанию Rambler заметной, признает медиадиректор рекламного агентства Magic Box Леонид Тюленев. До сих пор рекламная активность интернет-ресурсов на ТВ была крайне низка, утверждают в агентстве. К примеру, в 2007 году Loveplanet.ru (проект холдинга РБК) потратил на телерекламу примерно $2,6 млн, Mail.ru — до $350 тыс., а "Яндекс" не присутствовал на телеэкранах вовсе. В первом полугодии этого года наиболее активно на ТВ рекламировалась запущенная РБК социальная сеть Vspomni.ru — ее телерекламный бюджет, по оценке Magic Box, превысил $2 млн. Самую же крупную кампанию на ТВ обещал запустить созданный фондом Russian Media Ventures (RMV) портал Top4top.ru. Из более чем $10 млн, выделенных на проект, на его продвижение RMV готов был потратить $4,5 млн. Однако в реальности Top4top.ru вложил, по оценке Magic Box, не больше $350 тыс. В настоящее время проект не работает.
Жанна Белецкая из Rambler считает, что реклама позволит порталу "за год увеличить дневной охват аудитории как минимум в два раза". По данным TNS, суточная аудитория Rambler в августе этого года составляла 2,9 млн человек, аналогичные показатели для "Яндекса" и Mail.ru — 6,2 млн и 6,3 млн соответственно. Аналитик ИГ "Тройка Диалог" Анна Лепетухина считает, что предсказать рост аудитории почти нереально. "Не существует формулы для прогнозирования численности аудитории. Разумеется, реклама привлечет какое-то количество новых пользователей на портал, но сможет ли Rambler их удержать — неизвестно",— скептична она.
Если цель Rambler по охвату аудитории будет выполнена, холдинг сможет привлечь инвесторов, замеченных в скупке крупных интернет-проектов. Два источника, близких к "Проф-медиа", подтвердили, что к Rambler проявляли интерес структуры предпринимателя Алишера Усманова, совладельца "Яндекса" и Mail.ru. Гендиректор "Проф-медиа" Рафаэль Акопов утверждает, что сейчас переговоров о продаже Rambler стороннему инвестору не ведется.
Как отразится рост аудитории на стоимости Rambler, аналитики предсказать не берутся. "В связи с ситуацией на мировых финансовых рынках оценить перспективы малоликвидных акций Rambler вряд ли возможно",— считает госпожа Лепетухина из "Тройки Диалог". Холдинг "Проф-медиа" объявил о покупке 54,5% Rambler в последних числах октября 2006 года. Сумма сделки не раскрывалась, но исходя из рыночной стоимости Rambler на тот момент она могла составить около $250 млн. Вчера вся компания стоила на Лондонской бирже примерно $215 млн.