14 Сен 2009, 09:59

Продажа виртуального мира

Для крупных игроков телекоммуникационного рынка создаются предпосылки к развитию собственных контент-порталов и новых контент-услуг, ориентированных как на бизнес, так и на население.

Продажа виртуального мира

Для крупных игроков телекоммуникационного рынка создаются предпосылки к развитию собственных контент-порталов и новых контент-услуг, ориентированных как на бизнес, так и на население. Операторы модернизируют фиксированные и мобильные сети — в результате увеличивается скорость передачи данных. Это создает возможности для появления новых сервисов и передачи «тяжелого» контента — видеозаписей, игр, фильмов.

Основной вопрос, который сейчас задают операторы,- каким образом организовывать продажи контент-сервисов? Будут ли операторы связи становиться контент-провайдерами? Или они займутся лишь услугами транспорта?

Степени готовности

Мобильные операторы уже давно занимаются продажами «легкого» мобильного контента (музыка, заставки и пр.) и имеют для этого соответствующие порталы. Но, согласно последним тенденциям на рынке, операторы постепенно превращаются в некие мультиплееры, предоставляющие как услуги связи (мобильной, фиксированной), так и скоростной интернет-доступ, цифровое ТВ. Это происходит как за счет развития новой инфраструктуры своими силами, так и через M&A.

Весьма отчетливо эта тенденция заметна в России. Только за последние несколько лет там слились мобильный Beeline («Вымпелком») и фиксированный «Голден Телеком»; мобильный МТС и фиксированный «Комстар». Это выливается в то, что МТС, например, на прошлой неделе запустила контент-портал «Омлет», рассчитанный на «тяжелый» контент, передающийся преимущественно через скоростные фиксированные сети. Известно, что на подходе аналогичный проект с кодовым названием «Трава» от «Мегафона».

Контент и Куба

Особенность «Омлета» состоит в том, что за скачивание музыки и фильмов абоненты МТС платят непосредственно за продукт, а трафик бесплатный. Транспортно-контентную систему можно сравнить с туристическим бизнесом. Турист, покупая тур, платит, главным образом, за контент (т.е. развлечения в стране времяпровождения), а не за транспорт (самолет). Хотя сам транспорт порой оказывается дороже турконтента. Это, по-видимому, и будет создавать некоторые сложности для многих отдельно существующих контент-провайдеров в будущем.

В Украине система бизнеса, когда крупный оператор связи продает, главным образом, не транспорт, а контент и услуги (свои, дочерние или хотя бы партнерские), может начать зарождаться. Ведь если смотреть на тот же туризм, то транспорт на нем не является, так сказать, основным продуктом. И продавать просто транспорт без привязки к контенту тяжело. Путешествующий покупает point of destination (конечный пункт маршрута) и проведенное время на нем.

Впрочем, не будем забывать, что, когда только внедрялись первые поезда, самолеты и автомобили, тогда мог продаваться именно диковинный транспорт, испробовать который часто было гораздо интереснее, чем доехать до пункта следования и побыть там. Поэтому уже сейчас стоит задуматься, что эффективнее: продавать отдельно контент и отдельно транспорт к нему или, главным образом, контент с транспортом, включенным в его стоимость.

Отечественные возможности

Теоретически выложить свой козырь сейчас мог бы «Укртелеком». Ведь у этой компании уже более 700 тыс. абонентов скоростного фиксированного интернет-доступа. Больше или даже приблизительно столько нет ни у кого в стране. Оператор начал делать некоторые шаги в этом направлении и привлек для развития контент-сервисов компанию «Сискон». Основные сервисы, которые начала предлагать компания на своей площадке,- это игровые серверы, информационный игровой портал, городской кинотеатр (видео-портал), центральная площадь (форум и чат) и местный клуб (социальная сеть). Впрочем, сразу после запуска проекта появилось много разговоров о том, что некоторые контент-продукты «Сискона» якобы являются пиратскими. Это может поставить под угрозу репутацию всего проекта.

У крупных мобильных операторов пока мало возможностей для продвижения «тяжелых» контент-сервисов. В первую очередь, это связано с тем, что серьезно затягивается переход GSM-инфраструктуры на более скоростную — UMTS и LTE; а во вторую — с пребыванием фактически в зачаточном состоянии FTTx-проектов.

Наша страна не совсем осведомлена и о сфере размещения, и о способе хранения веб-ресурсов. «Если говорить о внешних (аутсорсинговых) ЦОД (центрах обработки данных), то на сегодня в Украине такого бизнеса еще нет. Нет таких дата-центров в стране, которые отвечали бы требованиям мирового рынка и которые могли бы арендовать крупные компании»,- говорил в интервью «i» президент «Ситроникса» Владимир Ясинский. Их появление ожидается в ближайшее время. А вообще у нас нет пока дата-центров даже среднего по мировым меркам класса.

Ситуацию с контентом в Украине хорошо описывает директор по развитию бизнеса телекоммуникационной группы Vega Константин Колесов: «Сегодня у украинских интернет-пользователей зачастую нет выбора — в сети им предлагается бесплатный и в большинстве случаев низкокачественный контент».

Расскажите друзьям про новость

Новое видео