Правила хорошей инфографики
05 Апр 2017, 08:14

Правила хорошей инфографики

Как маркетингу оседлать тренд инфографики и сделать ее полезной бизнесу

Что такое инфографика на самом деле, каковы ее задачи и преимущества и как сделать хорошую инфографику, которая принесет пользу бизнесу, рассказывает специалист в digital-дизайне, лектор курсов по созданию инфографики и основательница дизайн-бюро Room 10533 Анастасия Борко.

Маруся Маруженко
MMR-geek

Инфографика как инструмент появилась далеко не вчера. Газеты XIX века использовали инфографику, чтобы иллюстрировать, к примеру, масштабы и географию эпидемий. Но только в последние 3–5 лет этот инструмент получил такое массовое распространение, что его можно выделить в отдельную тенденцию. Даже материал о визуальных трендах 2017-года, выпущенный компанией Shutterstock, составлен в формате инфографики. Его содержание представляет не меньший интерес, чем форма, но об этом — позже. Для начала разберемся, что такое инфографика и почему она так популярна в наши дни.

Что такое инфографика и чем она полезна

Инфографика — инструмент, который позволяет простыми и понятными визуальными методами отобразить сложную информацию или большой массив данных. Стоит понимать, что инфографика — это не обязательно картинка. Это может быть серия изображений, презентация или даже видео. Главное, чтобы соблюдался принцип: сложная или объемная информация представляется в простом для восприятия визуальном формате.

Основное преимущество инфографики в том, что она передает информацию быстро, точно и наглядно. Из инфографики читатель может за 5 минут узнать то же количество фактов, которое он почерпнул бы из лонгрида за 20 минут. То есть, первая функция— экономия времени. 

Второе преимущество — отсутствие «воды» и четкие акценты. Инфографика позволяет передать факты, не «разбавляя» их оценками и мнениями, без давления на читателя. 

И, наконец, инфографика позволяет легко сравнивать разные показатели, демонстрировать логические связи между событиями, иллюстрировать масштабы и значимость явлений или процессов. И все это — быстро, красиво и просто для восприятия.

Почему инфографика стала трендом

Мода на инфографику — не уникальный феномен, а лишь часть общей тенденции визуализации данных. Количество информации, с которой ежедневно сталкивается человек, растет. Естественная реакция на эту ситуацию — желание ускорить и упростить процесс потребления информации. Именно поэтому люди хотят видеть больше картинок. Даже алгоритм ранжирования постов в Facebook сейчас настроен таким образом, что публикации с фото ценятся выше, чем просто текст. 

Инфографика — это всего лишь следующая «ступень» визуализации информации. Теперь мы не просто подкрепляем текст иллюстрациями, а полностью переводим данные в графический формат.

Не каждый текст с картинками — инфографика

Подчеркну, инфографика — это в первую очередь информация, и только потом красивая картинка. Но из-за того, что этот инструмент стал трендом, его стремятся использовать все, независимо от реальной задачи и без продуманного наполнения. 

В своей профессиональной практике я часто сталкиваюсь с такой ситуацией: руководитель решает, что надо включить в презентацию модный элемент, и ставит своему менеджеру задачу — научиться делать инфографики. Менеджер не вникает в суть инструмента, не изучает его реальные возможности, а сразу начинает делать. Он находит онлайн-ресурс, создает с его помощью симпатичные картинки в ярких цветах. Потом эти красивые картинки и графики вставляются в корпоративную презентацию. В итоге — сразу два промаха: стиль совершенно не соответствует брендбуку и, что еще хуже, инфографику невозможно прочитать, приходится «разжевывать» смысл словами, что убивает саму идею. Зато у менеджера в резюме появляется пункт «умею делать инфографику». 

Если невозможно понять, что заложено в инфографику, какова ее цель и задача — это не инфографика. Это постер, картинка, коллаж — что угодно, но не инфографика. Инфографика должна быть еще и понятной, а не только красивой. Хотя эстетический момент тоже важен: в том ключе, который соответствует корпоративному стилю.

Инфографика для бизнеса: применяем тренд с пользой

Прежде чем использовать инфографику для бизнес-целей, нужно четко сформулировать задачу, которую вы будете решать с помощью этого инструмента. Не нужно рисовать только ради тренда или потому, что конкуренты используют инфографику в своих презентациях. 

Чтобы избежать пространных рассуждений, приведу конкретный пример. В 2014 году мы работали с проектом Funders And Founders. Это компания, которая занимается инфографиками о стартапах: рассказывает, как все устроено внутри сферы, делится инсайтами, популяризует стартап-предпринимательство. Одной из задач было разрушить стереотип, что для успеха обязательно нужен ранний старт. Так сложилось, что стартапы ассоциируются у людей в основном с очень молодыми бизнесменами, а те, кто не чувствует себя юными и дерзкими, боятся открывать свое дело. Мы хотели помочь людям справиться с этими страхами. Так родилась инфографика Late Bloomers, которая вошла в десятку лучших инфографик по версии Entrepreneur. В ней мы использовали истории реальных людей, которые кардинально сменили сферу деятельности и добились успеха в зрелом (или относительно зрелом) возрасте. 

Эта информация затрагивала важную проблему и мотивировала людей, но при этом данные считывались буквально за пару минут, поэтому инфографикой активно делились пользователи социальных сетей, которые всегда куда-то спешат, и СМИ, которые всегда заинтересованы в информативном контенте.

Визуальные тренды, актуальные для инфографики

За последние годы инфографика трансформировалась, как и мир дизайна. Основная задача любого визуального ряда, и особенно инфографики, в наше время — быть простым и быстрым в восприятии. Тенденции всего дизайна идут к упрощению, исчезают сложные формы, неоднозначные символы, уменьшается количество текста и цветов. Чтобы не тратить драгоценное время зрителей, не заставлять их вдумываться и напрягаться, дизайнеры инфографики стараются упростить им жизнь. Именно поэтому инфографика с каждым годом становится все чище: без теней, обводок, текстур и паттернов. Все максимально просто и легко.

Если вернуться к визуальным трендам этого года по версии Shutterstock, можно выделить несколько таких, которые особенно актуальны для инфографики. В частности, эти приемы стоит использовать при создании инфографики для бизнеса: 

●белые фоны; 

●технологические интерфейсы без сложной детализации; 

●использование простых природных символов в графиках и метафорах; 

●инфографика в формате видео. 

Последний инструмент отлично работает, когда нужно передать динамику. Лучше всего использовать его в живых презентациях — для максимального удержания внимания.

Как сделать хорошую инфографику за три шага

Чтобы ваша инфографика не просто отражала следование тренду, но и стала частью визуальной истории, нужно, в первую очередь, уделить внимание теме. Именно тема создает эмоцию, привлекает и «цепляет» зрителя. Визуальная часть инфографики — это уже второй слой. 

Шаг 1: Создавая инфографику, в первую очередь найдите инсайт, раскройте проблему, которая будет волновать аудиторию. И только после этого приступайте к оформлению. 

Шаг 2: Визуализируйте информацию с помощью символов, схем, графиков — любых уместных в вашем случае инструментов. Сделайте визуальный ряд понятным и легким в восприятии. Именно понятность визуального рада станет залогом успеха, а не использование трендовых цветов по версии Pantone. 

Шаг 3: Оформите инфографику окончательно. Проработайте композицию, типографику и колористику.
Есть базовые правила и законы стиля, на основе которых созданы шедевры искусства. 

При создании инфографики, как и в случае любого другого визуального продукта, их нужно учитывать. Тренды вторичны, на первом месте — вечные законы гармонии и дизайн «для людей». Это не скучно, это работает.

Расскажите друзьям про новость