14 Май 2010, 13:00

PR по-украински: как-то пропетляем

PR по-украински: как-то пропетляем

На полосах украинских изданий, в Интернет, на ТВ, радио часто можно услышать об обвинениях одних товарищей в непрофессионализме других. И наоборот. В самых разных сферах и отраслях деятельности.

Профессионалов нет. Или их мало. Кадров не хватает. Почему? Один из ответов — отношение украинцев к работе. Рождается украинец. Идет в школу. Задают домашние задания. Он думает: «А, как-то будет, что-то придумаю. Лучше погуляю/посмотрю мультики/поиграю с друзьями. Короче, пропетляю как-то». И не делает домашние задания. Приходит на следующий день в школу, кое-как читает/переписывает у одноклассников, вытягивает на троечку. И так 11-12 лет. Потом этот школьник как-то поступает в университет. И вновь запускается принцип «как-то оно будет». Учится в универе. Выпускается, устраивается на работу. Работа ему не нравится, он живет от зарплаты к зарплате и ждет какой-то новой работы, «где все будет в шоколаде», а в настоящий момент живет по принципу «как-то оно будет». И вот так, по этому принципу «кое-как», он становится менеджером, который принимает какие-то решения. Или чиновником. Если пошел работать на государство. Но проблема в том, что он все так же идет по принципу «как-то оно будет». В итоге те ценности, которые создает этот чиновник/менеджер все такие же: «как-то-оно-будет».

Требуется менеджер по PR

Сфера PR — не исключение. Возьмем подбор кадров. Для успешного поиска клиентов необходимо понимать, что происходит на рынке PR. Для этого желательно получать информацию о том, где нужны пиарщики. Еще в конце 2008-го года я подписался на два сайта по трудоустройству, чтобы почтовый робот регулярно посылал вакансии, связанные с PR-направлением. Что-то интересное — можно договориться о встрече и, при сдельных условиях, адекватном подходе со стороны клиента, начать работу. Аутсорсинг, конечно, отдельная тема. О ней — в другой раз. И вот принцип «как-то-оно-будет». Дело в том, что есть вакансии, которые я получаю перманентно уже в течение нескольких месяцев. Например, уже более года сеть ломбардов «Скарбниця» ищет PR-менеджера. Та же ситуация и с известным бутиком «Санахант». В течение примерно 7-8 месяцев мне на почту упорно попадала информация о свободной вакансии пиарщика в «Nemiroff», еще примерно столько же от страховой компании «AXA» (как раз накануне получил очередное письмо), около года ищут пиарщика в «энергетическую компанию», которой оказалась «Киевэнерго». Перманентно наполняют отдел PR детского журнала «Познайко» и журнала «Бухгалтерский учет» (неудивительно, ведь у них один издатель). Список можно продолжать. Возможно, у них постоянно расширяется штат. Тогда вопросы сняты.

Можно зацепить тему текучки кадров в Украине, что есть тоже проблемой, но опять-таки вернемся к «как-то-оно-будет». Получаем ситуацию, когда работодатель хочет платить меньше, а получать больше. Что нормально и адекватно с точки зрения бизнеса, но только в нашем бизнесе — слишком гипертрофировано. Вы замечали, на что сначала украинцы смотрят в магазинах? Не на товар, а на цену. Скупой платит дважды, трижды, четырежды. В подборе кадров — то же самое. Вот и PR по-украински: работодатели, пытаясь «пропетлять», хотят быстро кого-то найти на минимальную зарплату, а соискатели, пытаясь «пропетлять» какое-то время на эту зарплату, не справляются с возложенными задачами и заваливают испытательные сроки. И вакансия вновь открыта. Сталкиваются два «как-то-оно-будет»: эйчарщика и пиарщика — первый думает, что нашел, пусть немного не то, что хотелось, но зато на минимум, а второй решает, что за такую зарплату и пыхтеть особо не будет, временно «годик пропетляет», а там — что-то подвернется.

Один знакомый журналист, который лет пять назад работал в известной еженедельной англоязычной газете, так и сказал: «Это так, для резюме, поработаю чуть, особо не напрягаясь, а там — видно будет». Где он сейчас — я не знаю.

PR по-украински — это головная боль для журналистов. Недавно одна моя знакомая, журналист уважаемого делового издания, жаловалась на пиарщиков одного о-очень большого банка, который менял менеджеров своего PR-отдела, как перчатки. Она возмущалась, что работать невозможно. В итоге об интервью с главой правления этого банка договорилась в обход PR-отдела. Кого в данном случае сокращать или штрафовать? Руководителя отдела PR, который не смог найти общий язык со своими подчиненными и донести спикеру банка, что PR — это нужно, это важно, это полезно и престижно, или отдел кадров, который набрал таких лузеров: «А давайте сформируем отдел PR, чтобы он был, а журналисты пусть в обход него об интервью договариваются».

Блицкриг PR

PR по-украински — это всегда блиц-PR. Около года назад один мой приятель, которого можно назвать пиарщиком с большой буквы «П», проходил собеседование на позицию директора по PR в украинское представительство известной компании, занимающейся производством покрасочных материалов. Собеседование, по его словам, было стрессовым. Один директор сел справа, второй слева. И пошли «торбить». Они хотели, чтобы он наработал пул лояльных журналистов за месяц-полтора. При том, что с такой продукцией мой приятель не работал. Создать пул журналистов за две недели? За месяц? Смешно. Нет-нет, конечно, можно покрыть 25 деловых и общественно-политических изданий с деловым уклоном, 20 ведущих общественно-политических изданий, 15-20 развлекательных и глянца, еще 20 не особо известных, но очень «общенациональных», с десяток специализированных, не менее 40 региональных, 10 каналов, радио и различных ток-шоу и еще 30-40 ВЕБ-сайтов разной степени лоска и паршивости. И это все — за месяц. Ведь так хочет работодатель. Ладно. Что-то — пресс-релизами сомнительного качества и информативности, (например, открыли туалет с позолоченными писсуарами в сети магазинов «ХХХ», заходите на огонек), что-то — показушным мероприятием. Ну а потом попасть в «клоунский список» журналистов. И это все — за месяц. Пиарщику не хватит печени, думаю. Это — в самом гуманном случае. Кстати, приятель мой таки устроился в эту компанию.

Работодателю необходимо понять, что PR — это процесс, который похож на снежный ком: меняя каждый месяц пиарщика, он тем самым «уменьшает» в разы тот снежный ком, который есть, а также реально портит свою репутацию. Сегодня журналисту звонит Петя с предложением об «эксклюзивном» интервью, завтра — Ваня, а послезавтра — Маша. И что делать журналисту? Каждый раз звонить и слышать «А я этим больше не занимаюсь, звоните в офис». Похоже, ничего не остается, кроме как идти в обход и узнавать телефон спикера у коллег-журналистов. А между тем, все, что нужно сделать — прислушаться к тому, что говорит пиарщик.

Дед лайны по-украински

PR по-украински — это «динамить» журналистов. Приходит на работу в компанию пиарщик. Делает работу, развивает направление общения со СМИ, формирует пул журналистов. Получает первый запрос. Дед лайн — три дня. Уйма времени. Спикер не успевает. Второй запрос. Ситуация повторяется. Третий, четвертый, пятый, десятый. Что в итоге? Журналист пойдет к конкуренту спикера и будет прав. С этим пиарщиком он больше работать не захочет, потому что в его глазах отказчиком выступает он, а не спикер.«Печать не ждет, дорогие спикеры! Незаменимых ВАС нет!» — скажет журналист и будет прав.

PR по-украински — это пиарщики, которые идут по жизни по принципу «как-то-оно-будет». Недавно один мой знакомый сокрушался, что не звонит журналист и не размещает интервью с его спикером. А как раз после майских праздников он у себя в почте обнаружил интервью, которое журналист прислал на согласование. Но обнаружил тогда, когда все уже вышло в печать. Что тут скажешь? PR по-украински.

Еще PR по-украински: речь. Господа, давайте учиться разговаривать, я уже не говорю о том, чтобы писать. Вы же мастера слова, пиарщики, вы же зачастую филологи. Или филолохи (с ударением на последнем слоге)? Я понимаю, в школе украинский, во внешней среде (кроме школы) русский или его подобие, у кого-то в семье — суржик. Ну так есть выход: читайте книги. Помогает.

Ложим, звОним и споймаем

Речь украинского PR пугает. Наши пиарщики очень часто «звОнят», а не «звонЯт», «ложат», а не «кладут», хотя все мы прекрасно знаем, что и куда (скорее, на что))) «ложат». Господа, читайте классику!
PR по-украински — это журналисты, которые хотят денег. Журналисты, которые заглядывают в рот и думают не о том, как бы написать классный материал, а о том, как бы получить денег от спикера.
PR по-украински — это демпинг. Цените свое время и работу.
PR по-украински — это размещение материалов на правах рекламы. Это, оказывается, тоже PR. Перестаньте называть белое черным.
PR по-украински — это грубость журналистам. Ведь это же САМ спикер, к нему — на «Вы» и на носочках. Если вы боитесь своего шефа-спикера, не нужно проецировать этот страх на журналистов. Вы от этого только потеряете.

PR по-украински — это неумение наладить внутреннюю коммуникацию в своем же PR-агентстве, которое должно быть своеобразной обителью PR. Ведь там «типа» только «гуру». Один мой приятель рассказывал, как его перманентно вдрызг пьяный шеф с самого утра ежедневно одну половину сотрудников увольняет, а второй сокращает зарплату. И так почти каждое утро. И иногда и дважды в день. Если вы претендуете на роль спеца по коммуникации, то наладьте ее в своей команде.

В общем, тренируемся в общении. Как-то пропетляем))))

Расскажите друзьям про новость

Новое видео