Позиционирование как ключ ко всему комплексу Маркетинга в компании
26 Авг 2015, 08:15

Позиционирование как ключ ко всему комплексу Маркетинга в компании

Антон Волнянский о важности формирования позиционирования бренда

Приходя в любую компанию как маркетинг-директор или консультант, свое знакомство с Маркетингом я начинаю с одного и того же вопроса собственнику и маркетологам — дайте мне, пожалуйста, документ, который описывает позиционирование бренда(ов) Вашей компании? Догадаетесь, каков самый частый ответ? 🙂 «У нас такого документа нет». Или есть, но он по факту далек от реалий бизнеса. 

Антон Волнянский
Маркетолог-практик, ментор, стратег, консультант и преподаватель с 20-летним опытом

Вместо этого речь сразу заходит о том, бренд надо продвигать. Часто слышу пожелания типа «хочу рекламу по ТВ и в наружке» или «хочу группы в социальных сетях с большим количеством участников». И сразу идет мой следующий вопрос — «о чем вы будете в коммуникации общаться с клиентами, если у вас нет единого понимания, что именно вы рассказываете клиенту о Вашем бренде?». Основная проблема, идущая из такого подхода — хаотичность коммуникаций, отсутствие системы и последовательности. 

Позиционирование бренда — его стержень, основа основ, главный ключ. 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь
Антон Волнянский
Маркетолог-практик, ментор, стратег, консультант и преподаватель с 20-летним опытом

Позиционирование бренда — это ответ на вопрос «ЧТО?». ЧТО означает Ваш бренд? О ЧЕМ он, какова основная миссия, идея? ЧТО собой представляет информационное поле, территория бренда? ЧТО за ценности, историю, преимущества несет людям? ЧТО рассказывает своим существующим и потенциальным клиентам? И ЧТО за люди видят и покупают бренд?

Позиционирование бренда есть сито, через которое просеиваются все действия и информация — формирование и ассортимента и идеи новых продуктов, совместные проекты с другими компаниями, разноцветье рекламных идей, инструментов и каналов продвижения. Все проходящее через сито позиционирования и полезное бренду остается, а неподходящее отбрасывается. 

Только когда есть ответ на вопрос «ЧТО?», можно полноценно задавать следующий вопрос «КАК?». Вот тут начинаются решения по сотрудничеству с рекламными компаниями, созданию креативной платформы бренда, выбору сообщений, идей, инструментов и каналов коммуникации. Уже на этом этапе приходит понимание, что, например, наружная реклама должна быть только у магазинов, ТВ для решения текущих задач не нужно вообще, а вместо социальных сетей надо делать интересный блог и контекстную рекламу.

Считаю, что максимальная эффективность Маркетинга компании достигается тогда, когда компетенция по формированию позиционирования находится в Маркетинговом подразделении. Понимание «ЧТО?» должно жить внутри компании. А вот к поиску ответов на вопрос «КАК?» стоит привлекать профи — рекламные агентства. И лучше, чтобы с одним брендом работало одно и то же агентство постоянно, а не менять их от коммуникации к коммуникации. Но это уже совсем другая история… 🙂

Еще один важный момент. Позиционирование НЕ является рекламной коммуникацией для клиента. Это внутренний документ для собственников, Маркетинга, Продаж и агентств-партнеров. Рекламные коммуникации разрабатываются на основе позиционирования. Зачастую позиционирование очень комплексно, многогранно, и наперед расписывается план на несколько волн коммуникации, каждая из которых будет раскрывать только одну характеристику — грань.

Позиционирование НЕ является рекламной коммуникацией для клиента. 

Теперь о методиках позиционирования. Их много, в каждой есть свои плюсы и минусы. Какие-то более системные, другие можно брать как вспомогательные инструменты. Unilever Brand Key, Brand Wheel, Thompson Total Branding, Модель Censydiam, пирамиды Дилтса и Маслоу, стадии личностного развития по Колбергу. Когда готовил свою методологию, я закопался еще глубже, дошел до Юнга с Фрейдом, и выработал свою гибридную модель, взявшую лучшее ото всех вышеперечисленных.

Действия по выработке позиционирования следующие.

Первый есть ответ на вопрос — кто есть наш клиент? Кто, когда, где, с кем, как, в какой ситуации и, главное, зачем покупает продукты нашей категории?

Второй — кто есть наши конкуренты, что делают они? Продукты, ценности, территории, сообщения, каналы коммуникаций итд. 

И дальше по определенной методологии строится наше позиционирование, результатом которого есть следующие понимания:

  • Правда потребителя (Consumer truth) — ситуация, восприятие потребителя, проблема, которую для него решает наш продукт
  • Ценности бренда (Brand Values)
  • Рациональные и эмоциональные преимущества, которые получает потребитель от нас (Emotional & rational consumer benefits)
  • Причины потребителя верить нам (Reasons to believe)
  • Бренд как персона (Personality) и тон общения бренда с потребителем (Tone of voice)
  • Позиционирование бренда (Positioning) — финальная формулировка в одном-двух предложениях
  • Основная ключевая ценность бренда (Key value)

Такая методология позволяет получить исчерпывающие понимания о бренде и найти тот основной стержень, который позволит развивать бренд системно и последовательно. Это в свою очередь создаст правильное восприятие бренда у Ваших покупателей, что и является основной целью Маркетинга в компании. А понимаемый потребителем бренд, ценность которого ясна, обязательно принесет продажи и доход! 

Расскажите друзьям про новость