Появится ли в Украине рейтинг PR-агентств согласно их оборотам?
MMR стало известно, что UAPR готовит рейтинг пиар-агентств, и в планах ассоциации — показать биллинги, чего ранее сделать не удавалось. В ассоциации подтвердили информацию о том, что UAPR действительно находится в процессе проработки идеи подобной оценки агентств — ее формата и методологии.
«Решение раскрыть биллинги — ответственное для рынка и требует готовности, как игроков отрасли, так и рынка в целом, в т.ч. государства. Поспешных решений в этом вопросе приниматься не должно. UAPR считает приоритетным в данном вопросе тщательное изучение лучших практик и потребностей рынка в такой оценке, чем сейчас и занимается», — прокомментировала ситуацию Елена Лобова, заместитель главы правления UAPR, директор агентства Pleon Talan.
Сроки старта и детальная информация будут известны через несколько недель, а мы решили поинтересоваться у ведущих экспертов PR-рынка, насколько подобные рейтинги могут способствовать его развитию, а также спросили, готовы ли агентства показывать свой оборот.
Елена Деревянко, партнер агентства PR-Service, вице-президент Украинской PR-Лиги, к.э. н., «Человек-бренд-2009» по версии MMR в номинации «Агентский PR»
На вопрос относительно необходимости подобного рэнкинга отвечу: однозначно нет.
Во-первых, рынок PR-услуг очень неоднороден — на нем представлены агентства различных бизнес-моделей. Поэтому сравнивать отдельных операторов можно с тем же успехом, как и сравнивать красное с квадратным.
— нет общепризнанного четкого классификатора, что относить к PR-услугам, а что нет. Поэтому у агентств, входящих в состав коммуникационных холдингов есть отличная возможность манипулировать финансовыми потоками за счет «пересортицы»;
— не все клиенты готовы публично заявить, что сотрудничают с агентством. Соответственно, мы не можем раскрывать их конфиденциальную информацию.
В-третьих, я против рэнкингов, как таковых. Я за рейтинги. А отличие тут принципиальное. Рэнкинг — волюнтаристки составленный список по угодной авторам логике, без обоснованной методологии. Рейтинг — список, сформированный по научно обоснованной методологии.
Единственный рейтинг (рэнкинг), который я готова была бы считать разумным и целесообразным, это рейтинг репутации агентств. Надеюсь, его когда-нибудь создадут:). И он будет честным — то есть созданным при участии не одной отраслевой организации, а всех экспертов нашего рынка.
Я приветствую любую инициативу по повышению стандартов отрасли — как говорится, дорогу осилит идущий. Конечно же, PR-отрасли необходим рэнкинг агентств, однако по какому критерию и кем он будет составлен — это те вопросы, ответы на которые еще нужно поискать.
Проблема украинской PR-отрасли заключается в отсутствии единых этических норм работы и поведения на рынке. Фактически есть два типа агентств. Одни зарабатывают только на услугах, как, например, O2PR, другие в большей степени фокусируются на advertorials, в крайних случаях даже не брезгуют «джинсой». Понятно, что финансовые обороты этих двух типов агентств вряд ли могут быть соизмеримыми. Таким образом, рэнкинг, в основе которого лежат лишь финансовые показатели, априори не может объективно показать уровень профессионализма агентства как PR-консультанта и PR-тактика. В нем заведомо заложен перевес в сторону агентств-«медиапланеров».
Мы не сможем показать биллинги. Разглашение финансовых условий работы запрещено договорами и политикой большинства компаний, с которыми работает O2PR.
Давайте не будем лукавить и признаем, что в условиях украинского законодательства в большинстве случаев финансовые потоки компании не говорят о ее профессиональной компетенции или некомпетенции, а скорее показывают уровень работы финансовых и юридических служб. Поэтому, взяв за основу финансовый показатель, можно получить весьма спорный рэнкинг. Мы живем в эру кастомизации информации. Так почему бы не сделать кастомизированные рейтинги?
Два года назад уже были попытки создать рэнкинг по биллингам. Они полностью провалились. Почему, с моей точки зрения, это произойдет и сейчас?
Потенциально прозрачны на рынке только четыре PR-компании — те, чьи цифры можно переподтвердить в их штаб-квартирах. The PBN Company, Noblet Media CIS (Edelman), PRP, Pleon. Данные остальных подтвердить или опровергнуть не представляется возможным с точки зрения логики.
Только две PR-компании проходят ежегодный аудит и проходили due diligence. Это The PBN Company и Noblet Media CIS. Это означает подтвержденные независимыми третьими сторонами цивилизованные процедуры и цифры.
По статистике, на рынке Украины зарегистрированы не менее 65 PR-компаний более-менее действующих. Это обозначает, что выяснить более-менее правдоподобные цифры на фоне сказанного выше не представляется возможным.
Попытки систематизировать PR-рынок в Украине пока неуспешны из-за полной непрозрачности всего и всех. Все возможные оценки рынка и прогнозы делаются с погрешностями не менее 100% как в одну, так и в другую сторону — это отмечают все без исключения PR-специалисты. Поэтому попытка-2011 ничего, к сожалению, не изменит. А кому нужны данные, заранее обреченные на необъективность?
Я считаю, что это очень полезная инициатива. Рэнкинг с сфере PR так же необходим, как и в сфере маркетинговых коммуникаций. Наш рынок подвижный и постоянно обновляется, и действительно объективная оценка нам нужна.
Сильные агентства рынка готовы к открытой дискуссии, оценке нашей работы, опыта, достижений. Вопрос как раз в этой самой адекватной оценке, а в этом больше вопросов, чем ответов на запрос. PR — это очень специфическая деятельность, и нет четких критериев в оценке этих услуг, как и в понимании их эффективности. Одна из основных целей, которую преследуют «ранжировки» — привлечь новых клиентов. Подобными инструментами этого не достичь. Место в общем списке может подтвердить, что выбор сделан верно, а также «ляжет бальзамом на душу» для клиентов и партнеров. Не секрет, что основной фактор в принятии решения в ту или иную сторону — совет авторитетного человека/компании, работавшей с вами.
Прогнозирую, что основные сложности возникнут как раз в сборе информации и относительно способа унификации и, соответственно, тарификации услуг. Ведь, например, мы, да и многие другие коллеги по рынку, не имеют четких тарифных сеток на те или иные услуги, так как каждый бюджет и предложение готовится индивидуально для клиента с учетом очень многих факторов, что может существенно сдвинуть цену в ту или иную сторону.
Далее — отсутствие прозрачности, вернее невозможность прозрачности.
В какой-то степени этот бизнес можно отнести к очень «интимным» отношениям с клиентом, т.е. очень доверительным. Пиарщики, помимо условий конфиденциальности, согласно своему внутреннему «Кодексу неразглашения» хранят в себе большое количество информации, в том числе конфиденциальной, которую не смогут предоставить третьим лицам. В связи с этим рэнкинг не сможет дать полную объективную картину.
Что касается лично меня, то тарифы по стоимости услуг мы готовы озвучивать, счета — нет, не готовы, поскольку не уверены, что этот критерий может быть оценен адекватно. Однако рэнкинги — это не только биллинги, но и ряд других показателей, которые могут быть полезными для исследования рынка.
Пару лет назад я предпринял вялую попытку сделать рэнкинг для PR-агентств. Безрезультатно. Рэнкинги получаются тогда, когда они востребованы рынком. Лидеры индустрии хотят всем показать, что они лидеры, клиенты хотят знать ситуацию, кто есть кто. Ну и, конечно, в индустрии присутствуют рыночные отношения и есть реальные объемы денежных средств.
Всего этого — желания лидеров рынка, клиентов, настоящего рынка, реальных денег у PR-индустрии нет. Ну, или не было на момент моей попытки :). Я это чувствовал, и поэтому сильно не стремился делать рэнкинг.
Тем более, не факт, что они сами могут сказать, что важнее — «биллинг» или «ревенью» для PR-агентства. Все знают, что агентство «Радник» размещало рекламу Юлии Тимошенко, биллинг 300 млн. грн., но у них есть и Coca-Cola на обслуживании — то есть вполне приличные агентские. Наверняка.
Мне кажется, что важно было бы считать годовые договоры на обслуживание, а не деньги, проходящие транзитом за аренду пресс-залов или пресс-завтраков. Но многие ли готовы к такой расплитовке?
Если UAPR сделает рейтинг, это будет очень хорошо. Но рейтинг должен ответить на все вопросы, что я поставил выше. Он должен быть принят индустрией, и клиентами в том числе.
Дарья Черкашина