Почему у профессии пиарщика плохая репутация?
В то время как PR-специалисты известны тем, что даже наихудшие новости могут подать внешнему миру в позитивном ключе, сама эта профессия не может избавиться от плохой репутации. В чем же причина такой ситуации?
Режим центрифуги
Вы когда-нибудь слышали о том, как CEO компании, который был обвинен в использовании детского труда, внезапно открыл благотворительный фонд? Или некий политический деятель, замешанный в сексуальном скандале, вдруг получил больше власти и полномочий? Если да, то вероятно, вы побывали за кулисами жизни пиарщиков, которые, без сомнений, потратили все свои усилия, лишь бы их клиент предстал перед публикой в лучшем свете, а не мерзавцем, каким он показался сначала. Привычка представлять плохие действия в положительном ключе — пожалуй, основная причина, почему PR-индустрии не доверяют.
Конфликт интересов
Конфликты интересов в PR могут возникнуть из чего угодно, начиная с сокрытия информации о том, что звезды получают премию за то, что рекламируют какой-то продукт, и заканчивая тем, что PR-агентство ведет двух клиентов, которые конкурируют между собой. Например, как в случае с консультантом Хиллари Клинтон Марком Пенном. Он был вовлечен в конфликт, связанный с тем, что во время работы над кампанией для Клинтон стало известно, что Марк также встречался с колумбийскими чиновниками, а это противоречило политике Клинтон, которая не хотела подписывать торговое соглашение с этой страной.
Угрозы демократии
Такое обвинение может звучать слишком громко. Как одна компания может угрожать цельности демократии? Однако PR-фирму Hill and Knowlton британская группа Corporate Watch обвинила в подобном, после того как выяснилось, что компания дала ложные показания перед Конгрессом, поддержав правительство отправиться в Кувейт принять участие в войне в Персидском заливе.
Больше причин дурной славы PR
Однако не каждый день PR-кампании обвиняют в подстрекательстве к военным конфликтам между государствами. Намного чаще можно увидеть PR-ход вроде ТВ-программы «утром деньги — вечером стулья», где бизнесмены платят за то, чтобы появиться в новостях, размазывая линию между редакционным содержанием (например, важными политическими новостями) и рекламой. Не редкость — увидеть анонимный пост в интернете, где PR-технологи создают фейковые кампании, чтобы рекламировать разные продукты или товары. Или даже как корпорации продвигают какие-то сообщения в попытках вызвать целые народные движения.
Что могут сделать пиарщики, чтобы искоренить эти стереотипы?
В первую очередь, пиарщики могут внедрить для своей профессиональной деятельности высокие этические стандарты и следовать им. Существуют несколько принципов поведения в PR, включая International Public Relations Association»s Athens Code of Ethics, в котором обозначены основные понятия этики, среди которых — воздержаться «от отделения правды от других обязанностей» и «от участия в любой авантюре или действии, которое является неэтичным, нечестным или противоречит достоинству и чести человека».
«Я просто пытаюсь сделать так, чтобы мои клиенты попали в хорошую прессу, — скажете вы. — Как же я могу нарушать эти принципы?» К счастью, вы их не нарушаете, как и большинство пиарщиков, которые просто выполняют свою работу. И чем больше профессионалов будут просто хорошо делать свою работу, тем лучше для отрасли.
Хотите узнать больше о ситуации в отечественной PR-отрасли и пообщаться с лучшими профессионалами? Приходите на .