Пандемия Covid-19 стимулирует развитие омниканального ритейла. Исследование
29 Апр 2021, 13:59

Пандемия Covid-19 стимулирует развитие омниканального ритейла. Исследование

Согласно исследованию консалтинговой компании CBRE Ukraine, в начале 2020 года, рынок торговой недвижимости демонстрировал здоровые фундаментальные показатели с ростом спроса на торговые площади и улучшением покупательной способности. Однако пандемия COVID-19 и сопутствующие карантин привели к беспрецедентному временному закрытию торговых центров. Несмотря на ограничения, вызванные пандемией, розничный товарооборот вырос на 12,7% г/г в 2020, что связано со значительным ростом сегмента e-commerce и высоким внутренним спросом. Индекс реальной заработной платы в Киеве также остался положительным на уровне 105,0 г/г, обеспечив, вместе с экономией расходов на туризм хорошее дополнение к расходам домохозяйств, при этом средняя стоимость потребительской корзины выросла на 26% г/г.

В течение года самыми динамичными брендами Киева были международные ритейлеры JYSK, H&M, LPP’s Sinsay и Tema Group’s LC Waikiki. В этот период также наблюдалось расширение некоторых локальных брендов, таких как VOVK (бренд одежды среднего класса) и MORO (бренд товаров для дома) — появилось по два новых магазина. Несмотря на пандемию, 8 новых международных брендов вышли на рынок в 2020 году: 4F (польский бренд специализированной одежды) открылся в ТЦ Retroville, Vans (американский бренд специализированной одежды), b.young (датский бренд среднего класса) и Fransa (датский бренд одежды и денима) в ТЦ River Mall, FLO (турецкий бренд одежды и денима) и Miss Sixty (итальянский бренд одежды среднего класса) в ТЦ Ocean Plaza, The Athlete’s Foot (американский бренд специализированной одежды) открывается в ТЦ Blockbuster Mall и Body Shop (английский косметический бренд) в ТЦ Lavina Mall.

Продовольственный ритейл работал и во время локдауна и демонстрировал высокий уровень продаж. В результате бесперебойной работы основные сети продолжили реализацию стратегии расширения, увеличив количество магазинов на 33% г/г по стране. В Киеве на формат магазинов «у дома» пришлось более половины новых открытий в сегменте, при этом KOLO от ритейлера Aretail является активным игроком в данном сегменте, открыв более 100 магазинов в столичном регионе только в 2020 году. Среди других быстрорастущих ритейлеров — АТБ, Fozzy Group и VolWest Group.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

По данным Euromonitor International, в Украине были зафиксированы впечатляющие темпы роста годовых продаж в сегменте e-commerce (45%), которые достигли 8% от годового розничного товарооборота. Благодаря такому значительному росту e-commerce, все больше розничных ритейлеров сосредоточились на развитии омниканальной торговли, чтобы конкурировать с онлайн-платформами. Значительное количество международных брендов, таких как Colin’s, IKEA, Miniso, Massimo Dutti, Uterqüe, Stradivarius и Pull&Bear запустили онлайн-магазины в течение 2020 года. В продуктовый ритейлер ATB запустили свой первый онлайн-магазин во время локдауна и ввели новую услугу click & collect, что позволяет забрать продукты в магазине после онлайн-покупки. В то же время некоторые e-commerce площадки (Rozetka, Makeup) активно открывали магазины click-and-mortar stores, чтобы дополнить онлайн-опыт для клиентов, которые хотят проверить товар вживую перед покупкой.

В начале 2020 года ожидалось, что новое предложение составит 277 000 кв.м, что могло бы стать крупнейшим ежегодным приростом предложения с 2013 года. Однако из-за экономической и рыночной неопределенности большинство девелоперских проектов были остановлены или отложены. Новое предложение торговых центров в 2020 году было представлено ​​ТРЦ Retroville, общая площадь которого составила 86 300 кв.м и объем общего предложения достиг 1,37 млн кв.м (+ 6,7% г/г). Благодаря этому обеспеченность качественными торговыми площадями на 1000 жителей Киева выросла на 6% в годовом исчислении и составила 461 кв.м., достигнув уровня Будапешта (471 кв.м.), но значительно отставая от Варшавы (523 кв.м) и Праги ( 613 кв.м).


По заявлениям девелоперов, в настоящее время ведется строительство объектов площадью более 400 000 кв.м, выход на рынок которых ожидается в 2021-2022 годах. Отметим, что к концу 2022 года заявлено к сдаче в эксплуатацию одного из крупнейших торговых центров Украины ТРЦ «Республика Парк» (135 000 кв.м), планируется завершение ТРЦ Ocean Mall (110 000 кв.м), 2-й очереди ТРЦ Blockbuster (75 000 кв.м), 2-й очереди ТЦ April Mall (31 000 кв.м), ТЦ White Lines (32 000 кв.м), 2-й очереди ТРЦ Lavina Mall (30 000 кв.м), 2-й очереди ТЦ «Пирамида» (11 000 кв.м) и ТЦ XIT Mall (10 000 кв.м ). Если заявленная новое предложение выйдет на рынок в заявленные сроки, это может замедлить восстановление показателей заполняемости и арендных ставок, особенно в менее конкурентоспособных проектах.

Пандемические ограничения, закрытия магазинов и ротации арендаторов в дополнение к новому предложению привели к увеличению вакантности на 6,5 п.п. г/г до 11% в Киеве. Сегмент развлечений, важный атрибут современных торговых центров, был одним из тех, что пострадал больше всего. После карантина несколько крупных операторов развлечений, таких как «Веселий Вулик», Sky Park и Happylon, объявили о своих планах покинуть украинский рынок. Операторам кинотеатров тоже пришлось изменить свои стратегии и закрыть некоторые локации.

В конце 2020 года арендная ставка в лучших торговых центрах Киева варьировалась в диапазоне $55 — $77/кв.м/месяц, по сравнению с $85 — $115/кв.м/месяц годом ранее; и для других торговых центров — $39 — $55/кв.м/месяц, по сравнению с $44 — $63/кв.м/месяц в 2019. На период локдауна наблюдалась практика освобождение от арендной платы или ее уменьшение, временные скидки до 50% и другие льготы, чтобы уменьшить количество вакантных площадей. Такие периоды колебались от 1 до 3 месяцев для небольших галерейных ритейлеров и от 3 до 6 месяцев для операторов развлечений. Таким образом, средняя сумма эффективных арендных платежей в торговых центрах снизился на 20% г/г во всех классах.

В ритейл сегменте состоялось заметное замедление инвестиционной активности, так как за год не было зафиксировано ни одной инвестиционной сделки. В связи с этим, ставка капитализации на лучшие объекты выросла на 0,75 п.п. до 12,5%. Восстановление инвестиционной деятельности ожидается со спадом пандемии, вероятно, что инвестиционная активность постепенно восстановится в 2021 году, поскольку ожидается широкая доступность вакцины. Стоит отметить, что несколько участков под застройку торговыми площадями в 2020 году приобрели «Эпицентр К» (оператор крупнейшей сети магазинов товаров для дома в Украине) и Stadsis AB. Данные соглашения показывают, что некоторые основные участники рынка сохраняют позитивные настроения относительно национального ритейл сектора.

Радомир Цуркан, управляющий партнер CBRE Ukraine, прокомментировал: «2020 оказался особенно сложным для рынка торговой недвижимости. Несмотря на определенные улучшения во втором полугодии, восстановление продолжается медленно и возвращение к докризисным уровням будет зависеть от заметного снижения или, в идеале, ликвидации COVID-19. Вместе с тем выход ожидаемого нового предложения неизбежно замедлит восстановление арендной активности.

Как ожидается, как международные, так и локальные ритейл операторы планируют расширение на рынке в 2021 году. E-commerce продолжать расширение в сторону многоканальной розничной торговли, стимулированный резким увеличением зависимости потребителей от покупок в интернете в течение 2020 года. Быстрое совершенствование услуг доставки также стимулирует расширение интернет-магазинов. С ростом конкуренции больше игроков e-commerce сегмента, скорее всего, будут открывать и расширять магазины или точки выдачи, чтобы улучшить или дополнить онлайн-опыт клиентов физическим или оффлайн опытом. Также ожидается, что более традиционные ритейлеры сосредоточатся на разработке онлайн-платформ, чтобы не отставать от привычек потребителей».

Расскажите друзьям про новость