Тотальный disruptive: прорывная и разрушительная миссия инноваторов
15 Май 2018, 08:52

Тотальный disruptive: прорывная и разрушительная миссия инноваторов

Президент NDI Foundation Ольга Крупская о развитии новых технологий и их глобальном влиянии на примере Kodak, Microsoft и Iridium

Между стратегией конкурирования на рынке и стратегией подрыва рынка за счет новых технологий существует огромная разница. Для того, чтобы успешно конкурировать на рынке в данном сегменте, достаточно создать аналогичный продукт, который будет способен конкурировать с действующими продуктами по стоимости, техническим свойствам, качеству, — набора этих действий компании будет достаточно, чтобы получить долю рынка и быть прибыльной при прочих сбалансированных условиях.

Ольга Крупская
Президент NDI Foundation

При этом стратегий конкуренции на рынке существующих продуктов есть несколько – копирование лидеров рынка, преследование наиболее конкурентоспособных, использование лучших практик и их повторение. Или, если компании не хватило управленческих компетенций, – стагнация из-за неспособности производить конкурентоспособный продукт. 

Но тренды задают компании, способные производить совершенно новый продукт, который создает новый рынок, меняет существующий, и, как следствие, такая компания доминирует в доли рынка, который она имеет, и прибыльна в рамках своей индустрии. 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Сегодня мир стоит на пороге стремительных изменений, и в данной концепции перемен есть риски (или возможности, смотря, с какой стороны смотреть) в том, что даже хорошо управляемые или структурированные индустрии будут претерпевать такие изменения, результатом которых будет их крушение или полное переформатирование.

Многие устоявшиеся технологические компании часто борются с разрушительными инновациями (disruptive innovations). Объясняется это, прежде всего, тем, что глобальные компании много лет следовали стратегии конкурирования на рынке, повторяли одни и те же действия, двигались по одной траектории оптимизации существующих технологий, а сама концепция масштабных перемен – противоречит системе их развития.

Инновационные методы и подходы управления, такие как использование уникальных знаний, чтобы быть впереди, – сегодня являются уже вынужденной необходимостью, а не уникальным подходом. Стратегии роста строятся на инновационных бизнес-моделях, смарт-подходе к конкуренции. Операционная эффективность требует развитие культуры непрерывного роста и развития, внедрения модели бережливых процессов производства и продуктивности. Системное управление компанией сегодня немыслимо без развития внутрикорпоративных знаний и подходов управления новыми знаниями, возникает необходимость выстраивать инновационную экосистему внутри компании. Но все эти шаги – всего лишь первая ступенька к удержанию уже завоеванных позиций, и это никак не защищает компанию от того, что кто-то в конкурентном окружении или новый появляющийся игрок не изменит существенно всю индустрию.

Инновационные методы и подходы управления, такие как использование уникальных знаний, чтобы быть впереди, – сегодня являются уже вынужденной необходимостью, а не уникальным подходом

Ольга Крупская
Президент NDI Foundation

Доказательств тому, что прорывы в бизнесе или крушение индустрий — это всегда влияние захода новых технологических инноваций, можно привести множество. Кроме того, исторический дискурс в развитие новых технологий и их глобальное влияние доказывает и то, что конкуренция в бизнесе вне предела новых технологий может быть очень условна. 

Одним из самых ярких примеров умелого развития новых технологий для становления целой индустрии и удерживания господства в индустрии для меня является модель, внедренная Эндрю Карнеги. Американский предприниматель в Великобритании познакомился с «бессеме́ровским процессом» в середине XIX века. Это была новейшая технология дешевого и массового производства стали из чугуна, которую Карнеги успешно использовал, дополнив ее подходами управленческих инноваций в области выстраивания вертикально-интегрированного производства. Комплекс таких действий в области инновационного менеджмента позволил выстроить вокруг компании сталелитейную индустрию с ростом в 500 раз за период 1867-1900 гг.

Kodak

Рассмотрим пример невозможности идти по пути новых технологий и стремление защищать свою модель бизнеса стали крушением для компании Kodak. В XX веке это была одна из мировых корпораций, в конце 90-х годов компанию оценивали как топ-5 самых дорогих брендов мира. Взлет цифровых фотографий стал тем технологическим переворотом, к которому компания оказалась не готова и обанкротилась. 

Kodak имела долгую историю культивирования и принятия рискованных инноваций, они двигались в переходе от «wet-plate process» (производство фотографий с использованием неудобных стеклянных пластин) к внедрению разработанной в Великобритании технологии «сухих пленок», ее усовершенствованию и развитию собственного метода сухих пластин и оборудования, которое наносило химические элементы на пленки. Они успешно осуществили переход от черно-белой к цветной фотографии. И все шаги по развитию технологий в краткосрочной перспективе ударяли по их успешным продуктовым линейкам, но в долгосрочной позволяли компании удерживать позиции лидера.

Спустя несколько десятилетий Kodak потеряла свой шанс возглавить революцию цифровой фотографии. Инженер Kodak Стив Сассон фактически изобрел цифровую камеру в научно-исследовательских лабораториях компании в 1970-х годах. В то же время компания не принялась инвестировать в данный продукт, в руководстве Kodak отвергли цифровую камеру, опасаясь, что это приведет к ослаблению существующего бизнеса. Они не разглядели полезности для миллионов потенциальных потребителей технологии цифровых фотоаппаратов.

Конкуренты Kodak воспользовались этой возможностью. Патент цифровой камеры Sasson Kodak истек в 2007 году. Заявка Kodak на банкротство — 2012 год.



Microsoft

До начала XXI века Microsoft доминировал в отрасли, но с развитием Apple, Google и Facebook существенно потеряла на всех новых рынках: электронные книги, музыка, поиск, социальные сети и другие.

Microsoft начинался как lean start-up конкурентная среда во главе с молодыми визионерами с непревзойденным талантом, а перешел к бюрократической машине, потеряв десятилетие в развитии инновационных идеи, в пользу сохранения установленного порядка вещей. Последние продукты Microsoft – продукты конкуренции — «последователи», а не disruptive innovations.



Iridium

Рассмотрим принципиально другой пример — глобальный провал Iridium — единственной в своем роде спутниковой системы коммуникации, обеспечивающей доступность связи в любой точке на поверхности земли. Большинство аналитиков сходится во мнении, что причиной этому стала активная экспансия систем сотовой связи в период 90 гг. Разработка спутниковой системы оказалась тяжеловесным процессом: от идеи до ввода в эксплуатацию прошло 11 лет. За это время сотовые операторы запустили наземные коммуникации на большей части Европы и США и начали экспансию в развивающиеся страны. В итоге большая часть клиентского сегмента Iridium, существовавшая в начале развития компании, предпочла спутниковой сотовую связь, поскольку к тому времени она оказалась дешевле, компактнее и доступнее. 

Провал проекта Iridium – один из самых громких в области новых технологий связи. Сумев сконструировать высокотехнологичную систему, компания слишком сосредоточилась на технологии, не думая о рентабельности проекта. Проекты, в которых концепция отстает от результата на много лет, становятся уникальными по сложности и в стремительном мире новых технологий рискуют потерять актуальность.



Сам термин «инновации» вариативен, продуктовые инновации прежде всего связаны с новыми технологиями. Взаимодействие «продукта» с внешним и внутренним клиентом (сотрудники), развитие интернета, быстродействия компьютеров, Big Data и развитие алгоритмов AI для принятия решений с учетом большого количества факторов позволили достичь высокого уровня в отношении систем управления компаний, начиная с управления коммуникациями, отношениями с клиентами и сегментирования клиентов и их потребностей. 

Инвестиции в такие инновационные модели управления бизнесом принесли финансовый результат авторам таких улучшений. В то время как классический инновационный продукт – новые технологические разработки — стал серьезно стагнировать. В XX веке появилось и успешно вошло в нашу жизнь огромное количество прорывных технологий, которые делают нашу жизнь лучше и имеют существенную добавленную стоимость.

Сам термин «инновации» вариативен, продуктовые инновации прежде всего связаны с новыми технологиями

Ольга Крупская
Президент NDI Foundation

В то же время с 1972 года никто не возвращался на Луну, с 2003 года гражданские авиационные путешествия стали медленнее (ранее скорость на протяжении века постоянно росла), инвесторы были отвлечены обогащением, основанном на тривиальных игрушках, не дающих добавленной стоимости человечеству в целом. Виной тому стимулы, которые интернет предоставил венчурным капиталистам. Вместо того, чтобы быть спонсорами будущего, венчурные капиталисты и корпорации стали спонсорами виджетов и гаджетов. Миллиард людей без электричества, сотни миллионов без чистой воды, климат негативно меняется, хорошее образование становится роскошью, болезнь Альцгеймера и онкологические заболевания поражают долгожителей. Вместо этого, деньги вкладываются в проекты типа Facebook, Twitter, Airbnb, Uber и прочие, с суммарной капитализацией в триллионы долларов. Инвестиции на этом уровне позволили бы давно не только забыть перечисленные проблемы, но и освоить инопланетные станции на Луне и Марсе.

Создание нового языка взаимодействия между авторами инноваций и инвесторами в виде специализированной платформы даст возможность хоть каким-то образом исправить вышеописанную проблему. Одним из сильных продуктов Украины являются инновационные технологические разработки, созданные за многие десятилетия и в которые были инвестированы миллиарды долларов. Эти разработки, в том числе, не находят должного применения во внедрении ввиду отсутствия адекватного инструмента взаимодействия между авторами новых технологий и мировыми инвесторами. На CINO марафоне мы детальнее поговорим о том, как управлению компаний предусматривать важные и возможные варианты развития технологий, как оценивать технологии на различных стадиях их развития, какие инструменты работы с новыми технологиями существуют, и как NDI Foundation совместно с рядом международных партнеров удалось создать эффективную модель снижения рисков инвестирования в новые технологии, а также описать новый язык взаимодействия между наукой и бизнесом.

БИЛЕТЫ

Расскажите друзьям про новость