OKR vs KPI: как бизнесу выбрать правильную методологию
28 Авг 2024, 14:46

OKR vs KPI: как бизнесу выбрать правильную методологию

В современной бизнес-среде Украины компании сталкиваются с многочисленными вызовами: экономическая нестабильность, политическая неопределенность и конкуренция с глобальными игроками. Чтобы добиться успеха, украинским компаниям нужны эффективные методологии управления, которые помогут им адаптироваться к изменениям и внедрять инновации.

OKR и KPI — одни из самых популярных решений, которые могут стать ключом к достижению этих целей. Но какую выбрать для своей команды? Может быть, лучше объединить обе? Давайте погрузимся немного глубже, чтобы каждый мог сделать правильный выбор.

Что такое OKR и KPI

Подход OKR (Objectives and Key Results) направлен на существенные изменения организации. Он построен на глобальных целях, оценка которых производится по ключевым результатам. Цели должны быть амбициозными и «за рамками» текущих возможностей, а ключевые результаты прямо влиять на достижение этих целей.

KPI (Key Performance Indicators) — это методология, которая позволяет оценивать результативность работы отдельного работника, команды или компании с помощью четких критериев. Основа — это измеримость, конкретность и частота итераций (день или неделя, изредка — месяц).

Краткая история и основы

OKR и KPI, хоть и отличаются по своей сути, имеют общую цель — достижение лучших результатов. И именно благодаря этому стремлению они появились на свет.

OKR исходят из метода управления по целям, предложенного Питером Друкером, который позже был адаптирован Эндрю Гроувом в Intel. Благодаря своей простоте и эффективности методология OKR быстро приобрела популярность, особенно среди крупных технологических компаний. Google, LinkedIn, Zynga, Meta, Amazon, Microsoft, Twitter, Netflix стали гигантами именно благодаря этому подходу. Первоначально OKR строились на двух принципах Локка:

  • Чем сложнее цель — тем больше сотрудники прилагают усилия и тем выше уровень их мотивации;
  • Конкретные цели приводят к более высокой производительности.

Впоследствии они выросли до методологии, которая широко интегрировалась в современный бизнес-мир.

История KPI гораздо длиннее, она тянется еще к китайским императорам. В бизнес-мир методика пришла благодаря военным и промышленным управленцам, которые очень нуждались в четких индикаторов оценки эффективности. Со временем система мониторинга вышла за пределы финансов и поглотила другие показатели производительности, например, время на выполнение задачи и количество нужных на это ресурсов.

Необходимость и ключ к успеху

Сейчас украинским компаниям нужно прилагать максимальные усилия, чтобы оставаться конкурентоспособными, особенно когда речь идет о глобальном рынке, ведь другие игроки находятся в лучших условиях. Критически важно, чтобы капитал, человеческие ресурсы и усилия команд не тратились напрасно и были направлены на активности, дающие результат.

Выбор правильной методологии позволит быть гибким, открытым к инновациям и эффективным. Это преимущества, над получением которых работает весь современный бизнес. Следовательно, если вы хотите добраться до самых высоких вершин, то должны крайне тщательно отнестись к правильной организации работы, иначе «бежать в два раза быстрее» просто не получится.

Как работают OKR и KPI

OKR сосредотачивается на больших стратегических и амбициозных целях, к достижению которых привлекаются абсолютно все уровни компании. Масштабные цели выполняют роль видения, которое двигает компанию вперед, однако с привязкой к четким показателям, по которым можно измерить успех.

Цели в OKR устанавливаются на квартал или год. Если цель выполнена на все 100%, значит, была недостаточно амбициозной. Обычно речь должна идти о 70%. Отсюда и понимание, что процент выполнения цели не следует привязывать к бонусам, иначе работники могут снижать планку или просто бояться амбициозно мыслить. При OKR каждый работник должен видеть свое влияние на общий результат, подпитывающий его мотивацию.

Как устанавливать OKR-цели? Главные требования — они должны быть измеряемыми и outcome-based, то есть основываться на основе четких результатов. Конкретнее их прописать для себя, своей команды или компании и четко следовать OKR-методологии может помочь F.A.C.T.S:

  • Focus — в центре внимания всегда стратегические цели и ключевые результаты;
  • Alignment — ​​согласованность целей каждой команды с глобальными целями компании помогает двигаться в одном направлении;
  • Commitment — ​​прозрачность ожиданий от целей и вовлеченность в прогресс способствует росту ответственности и мотивации;
  • Tracking — с легкой измеряемостью ключевых результатов прогресс четкий и понятный;
  • Stretching — цели OKR позволяют направлять за привычные рамки и достигать необходимых изменений.

Вполне хорошим решением является сочетание OKR и КРI, это поможет сочетать амбициозные стратегические цели и эффективную повседневную деятельность.

Простая аналогия: представим, что ваш бизнес — это корабль. Если OKR поможет определить конечную точку и маршрут, то КРI нужны для оценки «здоровья» корабля, повседневной деятельности его команды и систем. Это потребует хороших менеджеров, но результат оправдывает инвестиции.

Интеграция OKR и KPI в бизнес

Сочетание методологий требует высокого уровня менеджмента, но при этом повышает шансы на успех. «Бонусным пакетом» идет сбалансированное развитие и более легкое масштабирование. Рассмотрим на примере.

OKR-цель: разработать и запустить новую версию мобильного приложения к концу квартала.

Ключевой результат 1: Увеличить количество загрузок приложения на 30%.

KPI 1: Количество загрузок приложения не ниже 200 в неделю.

SMART-формулировка: Увеличить еженедельные загрузки мобильного приложения на 10% еженедельно в течение следующего квартала, чтобы достичь общего роста на 30%.

Ключевой результат 2: Улучшить среднюю оценку приложения с 4 до 4.5.

KPI 2: Оценка не ниже 4.0.

SMART-формулирование: Увеличить среднюю оценку приложения на 0.05 пункта каждую неделю, чтобы достичь средней отметки 4.5 к концу квартала.

Ключевой результат 3: Уменьшите время загрузки приложения на 20%.

KPI 3: Среднее время загрузки приложения не выше 35 секунд.

SMART-формулировка: Уменьшить среднее время загрузки приложения на 5% еженедельно, чтобы достичь общего снижения на 20% к концу квартала.

Важно регулярно анализировать и отслеживать показатели КРI, чтобы можно было своевременно корректировать стратегии и действия для достижения поставленных OKR-целей. Также рекомендуется включить механизмы обратной связи и оценки пользовательского опыта, чтобы обеспечить глубокое понимание того, как изменения в приложении влияют на конечного пользователя.

Согласованность — один из главных вызовов

Интеграция методологии OKR в повседневные процессы — это задание не на один день. Следует унифицировать все цели как по горизонтали, так и по вертикали, научить лидеров понимать систему и правильно анализировать показатели.

Также следует учитывать, что компании уже активно пользуются такими инструментами менеджмента, как Jira, Salesforce, Confluence. Соответственно, если добавлять еще один для отслеживания OKR, он должен интегрироваться с имеющимися и не добавлять работникам дополнительной работы. На рынке есть немало решений, позволяющих это сделать. К примеру, Oboard предлагает систему, которая взаимодействует с популярными таск-менеджерами и предлагает отслеживать прогресс достижения OKR. При выборе инструмента важно понимать процессы в компании и какие задачи должна покрыть система, чтобы ее интеграция состоялась «нативно» и не отнимала такой ценный человеческий ресурс.

Вывод

Любая методология является эффективным инструментом в достижении целей, если правильно имплементировать ее в свой бизнес. У каждого подхода есть своя специфика, подводные камни, эффективные решения и узкие места.

Интегрируя OKR и KPI, IT-бизнес может достичь гармоничного баланса между стратегическим развитием и оперативной эффективностью. OKR помогает определять и направлять деятельность компании на достижение амбициозных целей, в то время как KPI обеспечивают ежедневный контроль за рабочими процессами, позволяя вовремя выявлять и решать проблемы. Когда две системы работают вместе, они создают прочную основу для роста, инноваций и постоянного совершенствования.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео