Нужны ли сегодня маркетологи? Есть хорошие новости!
Не секрет, что специалисты, работающие в маркетинге, рекламе и PR, в кризис были подвержены серьёзным сокращениям, урезанию функций и соответственно зарплат. Многие работодатели рассматривали своих маркетологов как первых претендентов на сокращение в кризисные времена. Особенно это было заметно в компаниях, где существовали целые департаменты маркетинга, состоящие из нескольких специалистов. В таких случаях сокращали всех, оставляя одного руководителя, и этого было достаточно. Данную тенденцию мы наблюдали на протяжении зимы, весны и лета 2009 года.
С началом нового бизнес сезона специалисты рекрутинговый компании «Форсаж» решили отследить, что происходит с маркетологами. Собственно результатами этого анализа и хочется мне поделиться с широкими кругами маркетинговой общественности. Чтобы и работодатели, и соискатели могли оперативно держать руку на пульсе событий рынка труда Украины.
Вот основные тенденции:
1.Сейчас на рынке наблюдается постепенное оживление спроса на специалистов в области маркетинга, рекламы и PR. Руководители компаний вновь задумываются о развитии, способах продвижении своих товаров или услуг, а наиболее дальновидные и «материально обеспеченные» компании смотрят на время кризиса как на хорошую возможность увеличить свою рыночную долю. И кто, как не маркетолог, способен выполнить эту задачу в части разработки стратегии продвижения и её реализации. Однако следует реалистично воспринимать такую динамику — это лишь тенденция. Бума востребованности на сегодняшний день, увы, ещё не наблюдается.
2. По-прежнему достаточно много маркетинг-специалистов пребывают в состоянии активного поиска работы. Предложение на рынке вакансий в области маркетинга по-прежнему невелико. Спрос на специалистов гораздо ниже предложения.
3. Наблюдаем сейчас, что многие маркетологи переформатировали свои действия и готовы к работе на проектах. Например, у компании есть конкретная маркетинговая задача, руководство понимает, каких результатов необходимо достичь и в какие сроки. В этом случае маркетолог привлекается для разработки, а зачастую и реализации данного проекта без постоянного трудоустройства. Так называемая временная или частичная занятость. Схемы бывают разные. Объяснить это можно следующим образом: то, что раньше компании отдавали на аутсорсинг специализированным агентствам, сейчас делает фрилансер или так называемый «приходящий маркетолог», когда человек ведет компанию в целом, не состоя при этом в штате. Такая тенденция сейчас особенно активно прослеживается на рынке. Экономия затрат и маркетингового бюджета налицо.
4. Зарплатный вопрос. К радости работодателей и не очень большой радости сотрудников уровень оплаты труда специалистов в области маркетинга значительно снизился по сравнению с докризисными временами. Динамика изменений в заработных платах такая: с начала 2009 года уровень финансовых компенсаций специалистов стал активно снижаться, пик этого «снижения» пришелся на апрель, и в настоящее время прослеживается более менее стабильный фиксированный уровень — в среднем по рынку 1500-2500 у.е. для топ уровня в маркетинге и для специалистов — 500-800 у.е. Отмечу, что это среднерыночные показатели. Безусловно маркетинг директора крупных мультинациональных и украинских предприятий могу зарабатывать намного больше (3000 — 7000 у.е.).
Конечно, данная динамика не вызывает большого энтузиазма у многих кандидатов сейчас, однако с этим все же придется смириться на какое-то время. Мне кажется, что те специалисты, которые проявляют гибкость в вопросе финансовых амбиций, которые ищут здоровый баланс между возможностями, ожиданиями и требованиями к сотрудникам, в теперешней ситуации довольно быстро и успешно находят себе новые места работы и благополучно строят карьеру.
Главное здесь «держать руку на пульсе».
5. Время для развития и работы над собой. Рыночные реалии сподвигли многих специалистов сейчас задуматься над уровнем своих профессиональных компетенций, умением подстраиваться под новые запросы ранка, использовать иные профессиональные инструменты и технологии. ивные технологии и инструменты. ые запросы ранка, использовать иные офессиональных компетенцийожиданиями и требованиями к кандидТак, многие подняли на вершину своих персональных профессиональных компетенций все, что связано с продвижением в области Интернет-технологий, PR и персональных коммуникаций с клиентом. Эти инструменты наиболее востребованы на сегодня, поэтому именно специалисты по продвижению в сети Интернет, пиарщики и BTL-специалисты более популярны на сегодняшний день.
6. Кому нужен сегодня маркетолог. Есть 2 четкие тенденции в поведении работодателя на сегодняшний день. Первая — работодатель склонен менять существующих специалистов, если они не соответствуют его ожиданиям. Рынок сегодня предоставляет такую возможность. Условия пока диктует работодатель. Из-за этого появляется определенное количество новых вакансий. И это следует учитывать и тем, кто работает сейчас — чтобы не расслабляться, ну и тем, кто в активном поиске. Вторая тенденция — грамотные специалисты по маркетингу стали всё чаще требоваться в небольшие компании, работающие в секторе услуг. Им требуется быстрое и грамотное продвижение на жестком и конкурентном рынке, где спрос со стороны потребителей резко снизился.
Вот, пожалуй, основные тенденции, которые мы можем наблюдать на рынке труда для маркетологов этой осенью. Выводы такие:
1. До нового года представленная динамика сохранится (положительная).
2. Повышения уровня заработных плат пока ждать не следует.
3. Компании нуждаются в маркетологах — это факт.