Гиганты розничной торговли Nike и H&M столкнулись с негативной реакцией в Китае после того, как выразили обеспокоенность по поводу использования принудительного труда уйгуров в производстве хлопка.
Многие китайцы призвали к бойкоту, знаменитости разорвали связи, а e-commerce платформы отказались от H&M.
На этой неделе несколько западных стран ввели санкции против Китая. Его обвиняют в совершении серьезных нарушений прав человека уйгурского мусульманского меньшинства в автономном районе Синьцзян. Китай это отрицает.
Санкции, включая запреты на поездки и замораживание активов, нацелены на высокопоставленных чиновников северо-западного региона.
В декабре BBC опубликовала расследование, основанное на новом исследовании, указывающем на то, что Китай вынуждает сотни тысяч представителей меньшинств, включая уйгуров, заниматься физическим трудом на хлопковых полях Синьцзяна.
Как Nike и H&M оказались в эпицентре скандала?
Упомянутые заявления были сделаны компаниями в прошлом году, но всплыли вновь только в последние дни после объявления западных санкций.
Обе компании в отдельных заявлениях заявили, что они «обеспокоены» сообщениями о том, что уйгуров заставляют собирать хлопок в Синьцзяне, и что они не закупают продукцию из этого региона.
Но последний фурор, похоже, вызвал недавний пост в социальных сетях Коммунистической лиги молодежи, группы коммунистической партии Китая.
«Распространять слухи о бойкоте хлопка Синьцзяна, при этом желая заработать деньги в Китае? Об этом говорится на платформе микроблогов Weibo в среду утром, когда в сети появились скриншоты заявления H&M.
С тех пор государственные СМИ начали кампании в защиту синьцзянского хлопка и критику брендов.
Китайское государственное медиа CGTN опубликовали видео на Weibo, в котором демонстрируется сбор хлопка в Синьцзяне с использованием автоматизации, а также цитаты уйгурского фермера о том, что люди «боролись» за то, чтобы там работать за высокие заработки.
Государственная телекомпания CCTV сообщила, что H&M «просчиталась», пытаясь стать «праведным героем», и что она «должна заплатить высокую цену за свои неправильные действия».
H&M China еще не ответила на запросы BBC, но в среду компания опубликовала заявление на Weibo, в котором говорится, что она «как всегда уважает китайских потребителей» и «не представляет никакой политической позиции».
По сообщениям, к вечеру среды по крайней мере три основные китайские платформы электронной коммерции — Pinduoduo, JD.com и Tmall — сняли с продажи продукцию H&M.
Различные знаменитости, такие как Ван Ибо, Хуан Сюань и Виктория Сун, опубликовали заявления о разрыве связей с брендами, при этом один из них отметил, что «интересы страны превыше всего».
Социальные сети стали свидетелями огромной волны негативной реакции против обеих компаний, с многочисленными призывами к бойкоту их продуктов. Хэштег «Я поддерживаю синьцзянский хлопок» сейчас является самой популярной темой на Weibo с более чем 1,8 миллиарда просмотров.
У H&M давние отношения с Китаем, что важно для обеих сторон. Китай — один из основных источников поставок H&M, а также большой рынок.