Людям всегда было свойственно объединяться в определенные группы по интересам. В настоящее время менеджменту сообществ посвящены отдельные разделы в коммуникационных стратегиях. Пост комьюнити-менеджера все чаще появляется даже в небольших стартапах.
Когда Украина несколько лет назад начала открывать для себя тренд комьюнити-менеджмента, много внимания уделялось развитию и поддержке прежде всего внешних сообществ. Причины ясны: искренняя поддержка единомышленников оказывает положительное влияние на развитие бизнеса, служит дополнительным источником информации о продуктах и/или сервисах, способна защитить бренд во время атак и т.д.
Важность комьюнити особенно ощущается во время турбулентности: так, 50% респондентов опроса Community Industry Report 2023 отметили значительное успешное влияние сообществ на достижение бизнес-целей. А еще 80% уверены, что комьюнити положительно влияют на бизнес в целом, несмотря на сложную экономическую ситуацию в мире.
Интересны данные и о роли внутренних сообществ. Согласно последнему исследованию платформы O.C.Tanner:
- эффективность работы людей, которые не чувствуют себя частью рабочего комьюнити, падает на 90%;
- шансы выгореть возрастают в 11 раз;
- а мысли об увольнении в течение ближайших трех лет появляются в 6 раз чаще.
В украинской компании Creative States провели опрос резидентов на шести локациях в городах Киев и Днепр и определили, что именно объединяет резидентов и влияет на их выбор «второго дома», то есть места, где они проводят около 40 часов в неделю, если не больше.
Большинство ответов поступило от представителей IT-индустрии и креативного сектора. Также в опросе приняли участие работники венчурных фондов, финансовой и туристической индустрии, реального сектора экономики, шоу-бизнеса, NGO и благотворительных фондов, компаний FMCG-сектора, бухгалтерии и юридических услуг.
43% опрошенных — люди в возрасте от 18 до 25 лет, еще почти 39% — 26–35 лет.
Почти 82% респондентов — резиденты Creative States в Киеве, еще 18% — резиденты Creative States в Днепре.
Жить, чтобы работать? Работать, чтобы жить
В ходе предварительного опроса Creative States (осень 2023 г.) выяснилось, что почти 59% резидентов Creative States предпочитают гибридный формат работы. Сейчас их количество несколько сократилось (47,7%), в то время как 50% опрошенных дали ответ, что в основном работают постоянно из офисных локаций.
Не в последнюю очередь этому способствует развитие инфраструктуры пространств, что создает комфортную и безопасную атмосферу для резидентов. Это формат клубных офисов, в которые можно приехать не только, чтобы поработать, но и провести время за досугом. Последний пункт привлекает абсолютное большинство резидентов: 74,4% опрошенных ответили, что регулярно участвуют в ивентах, которые проводят для комьюнити.
Тематика мероприятий варьируется от традиционных и более неформальных до социально ответственных:
- в напряженные времена люди особенно ценят возможность расслабиться и отдохнуть после работы (98% опрошенных). В частности, наибольшей популярностью в этой категории пользуются разнообразные мастер-классы, дегустации и еженедельные Happy Hours.
- растет интерес к социально-ответственным событиям: участие в них регулярно принимают 45,7% опрошенных. Среди таких мероприятий тренинги по тактической медицине и оказания первой домедицинской помощи, донации крови на локациях, и тому подобное.
- традиционные мероприятия с целью получить новый полезный контент охотно посещает 42,9% респондентов. Самыми интересными форматами для резидентов стали бизнес-завтраки и лекции с приглашенными гостями, бизнес-экспертами.
Еще во время COVID-19 одним из стремительно растущих трендов стал спорт для поддержки своего физического и ментального здоровья. Пандемию в конце концов официально отменили, но привычка заниматься спортом осталась у многих. Разнообразные физические активности стали еще одним объединяющим фактором для комьюнити. Так, кроме внутренних тренировок на локациях Creative States:
- 71% респондентов отметили, что с удовольствием посещали бы на локациях йогу;
- 48% — выбрали бы в свободное время игру в настольный теннис;
- почти треть опрошенных (32,3%) предпочитает держать себя в форме благодаря кроссфиту и функциональным тренировкам;
- каждый четвертый выбрал бы сбрасывать накопленный стресс боксированием или игрой на бильярде, а также бегом или сайклингом (22,6% и 19,4% соответственно).
Что касается изучения языков внутри рабочих комьюнити, каждый второй респондент (58,8%) выразил заинтересованность в изучении в офисе английского языка. Еще почти 9% респондентов в выборе языка предпочли улучшить свой украинский.
Фaктор выбора
97% респондентов готовы посетить событие/активность внутри комьюнити даже в свой выходной. Среди факторов выбора посещения событий отмечают:
- 94,1% респондентов объединяет желание с пользой для себя провести время;
- каждый седьмой из десяти опрошенных (76,5%) ожидает от комьюнити нетворкинга и интересных знакомств;
- почти четверть (23,5%) рассматривает события комьюнити как возможность найти потенциальных клиентов и партнеров;
- чуть менее 9% целенаправленно посещает ивенты именно с целью self-promo.
До недавнего времени все респонденты участвовали в ивентах комьюнити пассивно: исключительно в роли слушателей/зрителей. Но более трети (37,1%) резидентов понимают силу нетворкинга и самопрезентации и уже готовы активно делиться с другими своим опытом.
«За 5 лет количество резидентов на всех локациях Creative States достигло отметки более 10 000, и каждый из этих людей усиливает комьюнити своим опытом и экспертизой. Безусловно, это win-win решение для современного бизнеса. По пирамиде Маслоу, каждый из нас должен, кроме физиологических и безопасных потребностей, удовлетворить также потребность в принадлежности к определенной группе. Потому что без этого будет трудно преодолевать путь к дальнейшей самореализации и полноценному раскрытию собственного потенциала. Наличие лояльных единомышленников, объединенных общей целью — то, что нужно пока каждому бизнесу в Украине, который должен не просто выжить во время турбулентности, но и идти дальше», — комментирует Илья Кенигштейн, СЕО и основатель Creative States.