Нескромное обаяние отката. Размышления о том, что вне морали, но по законам экономики
09 Ноя 2010, 10:33

Нескромное обаяние отката. Размышления о том, что вне морали, но по законам экономики

Елена Деревянко, партнер Агентства PR-Service, вице-президент Украинской PR-Лиги, канд. экон. наук, доцент Об откатах написано и сказано очень много и очень разного. Говорили те, кто их берет, и те, кто их дает.

Нескромное обаяние отката. Размышления о том, что вне морали, но по законам экономики

 Елена Деревянко, партнер Агентства PR-Service, вице-президент Украинской PR-Лиги, канд. экон. наук, доцент

 

Об очень много и очень разного. Говорили те, кто их берет, и те, кто их дает. Морализаторствовали те, кто учит их брать на своих авторских тренингах (что часто бывает), и те, кто пытается отучить свой персонал от этой пагубной привычки. Есть даже две книги акынско-популистского формата от Сергея Минаева («Откатчики» и «Р.А.Б»), в которой наглядно и доступно описано, к чему приводит простых смертных безудержный откатинг. Если при революциях захватывают средства связи («почту»-«телефон»-«телеграф»), то при смене управляющих команд современных компаний — деньгораспределяющие подразделения («продвижение»-«снабжение»-HR)

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

 

Но вряд ли все сказанное и написанное помешало реализовать свой замысел хотя бы одному организатору «черного тендера» или закупщику услуг аутсорсинговых агентств по «откатной» схеме. Поэтому я не буду приводить примеры леденящих душу историй о том, как лоцманы-заказчики искусно и небезвозмездно проводили «своего» кандидата между рифов формального тендера. Или о том, как некоторые коллеги по рынку служат «химчистками-прачечными» для своих транснациональных клиентов, фактически не оказывая им никаких PR-услуг. Это скучно и, увы, общеизвестно.

 

Намного интереснее понять, может ли компания, в которой на ключевых позициях восседают социально неодобряемые «откатчики», быть успешнее «безоткатного» предприятия. А также, может ли честный аутсорсер победить в «грязном» тендере, где главный критерий отбора — размер мзды.

 

Ведь помимо особенностей человеческой природы, на которых я в силу банальности темы не хочу останавливаться, есть объективные экономические предпосылки. И именно они создают плодородную почву для «самомотивации» сотрудников компаний, контролирующих распределение маркетинговых и PR-бюджетов.

 

Анатомия откатинга

Для начала зададимся вопросом: каким образом владельцы бизнес-процессов «маркетинг» и PR (в миру маркетинг- и PR-директора) могут быть вовлечены в откатинговую схему? Ответ блюстителей морали, возможно, будет неожиданным. Либо по собственной воле, либо по принуждению. По степени распространенности эти два варианта соотносятся как 60 и 40% (если считать не по частоте случаев, а по суммам, участвующим в откатинговом перераспределении денежных потоков компании).

 

Мотивы человека, сознательно идущего на сговор с аутсорсером, понятны: «дома ждет жена и хочет жить красиво», «на оставшиеся после уплаты процентов за автокредит и ипотеку остатки моей зарплаты можно прокормить только Дюймовочку», и т.д., и т.п. Прошу заметить — я не осуждаю и не оправдываю, я констатирую. Такой способ пополнения семейного бюджета — это личный выбор сотрудника. И этот выбор, если человек осознает свою ответственность перед законом и все возможные последствия своего поступка, тоже заслуживает определенного уважения.

 

Намного сложнее тому, кто вопреки своей совести и своим убеждениям (а иногда и практически бесплатно) служит пешкой в чужой игре. Нужно понимать, что аутсорсер назначен владельцем(ами) компании на безальтернативной основе или путем имитации тендера. И не надо думать, что это все может быть только в украинских предпринимательских компаниях, принадлежащих доморощенным бизнесменам-самодурам. На самом деле самая масштабная (опять же, с точки зрения размера распиливаемых денежных потоков) коррупция процветает в транснациональных корпорациях.

 

И здесь, что показательно, опять же два сценария. Первый — манипулируя корпоративными стандартами, руководитель украинского дивизиона и/или маркетинг(PR)-директор не мытьем, так катаньем выбирают самого выгодного для себя аутсорсера. Второй, намного более опасный и порочный — коррупция на уровне штаб-квартир. И выглядит он так: некто из сетевого аутсорсингового агентства договаривается с неким «рулящим» должностным лицом из компании-заказчика за «многонулевую» сумму «комиссии». А потом все дивизионы на всех территориях ведения бизнеса получают высочайшее указание: сотрудничать только с добропорядочным и высокопрофессиональным агентством Х, нашим международным партнером, и никакой самодеятельности.

 

Такое партнерство теоретически может оказаться продуктивным, если агентство Х действительно имеет хотя бы среднепрофессиональный коллектив на тех самых «территориях». Но, как правило, происходит наоборот. И украинское представительство корпорации в полном составе оказывается заложником коррупционного решения, принятого «в верхах». При этом «жирные коты» из числа топ-менеджмента, которых не устают клеймить позором западные СМИ, ни на йоту не раскаиваются в том, что своими руками снизили конкурентоспособность родной бизнес-структуры одновременно на множестве рынков. Потому что, как писал еще Макиавелли: «Люди скорее готовы простить смерть отца, чем потерю имущества».

 

Конечно, сотруднику, принудительно заведенному в «откатинговую» схему можно дать благоглупостный совет: раз гложут угрызения совести, увольняйся и ищи другого работодателя. Только вот вряд ли найдется тот советчик, который реально способен последовать своему собственному совету и совершить этот поступок. Потому что и интересных вакансий мало, и никаких гарантий нет, что на новом месте работы обойдется без навязанных неэффективных аутсорсеров. Да и шантаж-преследование честных беглецов корпоративными «эсбистами» — увы, не сцена из детектива, а реалии нашего времени.

 

Несколько советов: вредных и не очень

А теперь немного крамолы — в формате шуточных тестов. А в каждой шутке, как известно, есть доля шутки…

 

1. Кто виноват?

—   Современное общество (украинское, западноевропейское, любое), в той или иной степени исповедующее принцип «не пойман — не вор» и мало интересующееся генезисом крупных состояний. И не надо строить иллюзий, что западный бизнес делается в белых одеждах. Там тоже живут люди. Только они чуть больше уважают закон, а их правоохранительные органы чуть лучше поддерживают порядок.

—   Жадные «жирные коты», обкрадывающие акционеров транснациональных корпораций и подрезающие крылья возглавляемому бизнесу.

—   Украинские владельцы бизнесов, применяющие потогонные системы, суть которых проста: сотрудники должны работать по максимуму, получать по минимуму и благодарить за то, что они не на бирже труда. Никаких премий, никакой привязки зарплаты к результатам труда конкретного сотрудника, никакой социальной защиты. И на выходе — непреодолимое и сравнительно легкоутолимое желание пролетариата-когниториата наказать капиталиста-мироеда рублем-гривней.

—   Топ-менеджеры (в равной степени и рулящие собственники, и наемные сотрудники), пренебрегающие системой контроллинга, внутренним PR-ом, адекватной мотивацией труда, системами обеспечения безопасности.

Sic! Все ответы правильные.

 

Вопрос для самопроверки — почти риторический. Как вы думаете, через сколько недель работы в компании со слабой службой безопасности отечественный PR-менеджер, получающий «черную» фиксированную зарплату $500, возьмет первый «откат»?

 

2. Что делать?


2.1. Если вы наемный сотрудник, имеющий возможность взять откат и не исключающий возможность ею воспользоваться

—   Оцените ситуацию на рынке труда. Сравните свое среднемесячное денежное вознаграждение со среднерыночным. Спрогнозируйте максимально возможную премию, которую вы можете получить за хорошую работу.

—   Оцените степень активности внутренней службы безопасности.

—   Объективно (хотя бы для личного пользования и на случай соответствующего вопроса «эсбистов») оцените уровень профессионализма и цен «предпочитаемого аутсорсера» с его конкурентами (участниками «грязного» тендера). Оцените ущерб, который понесет компания в результате выигрыша «предпочитаемого аутсорсера», если тот хуже своих конкурентов. Спрогнозируйте последствия этого ущерба лично для себя.

—   Примите оптимальное решение.

При таком алгоритме принятия решения честный аутсорсер часто выигрывает изначально «грязный» тендер.

Sapienti sat.

 

2.2. Если вы управляете украинским дивизионом транснациональной компании в целом или его маркетинговым (PR)-бюджетом в частности


2.2.1. Вам навязали «предпочитаемого аутсорсера» сверху

— Оцените степень его негативного влияния на показатели результативности и эффективности бизнеса (а значит, и на ваш бонус).

—  Если вреда слишком много, постарайтесь (естественно, аккуратно и без ущерба для личного) убедить «небожителей» провести тендер. Вдруг получитсяJ.

При таком алгоритме принятия решения честный аутсорсер иногда выигрывает «грязный» тендер. Sapienti sat.

 

2.2.2. Вы сами выбрали «предпочитаемого аутсорсера»

— Оцените степень его негативного влияния на показатели результативности и эффективности бизнеса (а значит, и на ваш бонус). Постарайтесь эту степень минимизировать во имя собственной безопасности и материального благосостояния.

Молитесь, чтобы «небожители» не пресекли вашу самодеятельность.

При таком алгоритме принятия решения честный аутсорсер никогда не выигрывает «грязный» тендер. Sapienti sat.

 

2.3. Если вы владеете/руководите украинской компанией

Платите людям зарплату хотя бы на уровне рыночного «якоря». Уважайте КЗОТ по мере возможности.

Создайте атмосферу, в которой людям хочется работать: для многих стабильность важнее сверхприбыли.

Поощряйте личные достижения сотрудников — и материально, и морально.

Цените эффективных аутсорсеров — их так мало на рынке.

Лично участвуйте в отборе аутсорсеров, начиная с той суммы проплат им, потеря которых для вас болезненна (или потому что вы — владелец, либо потому, что владелец — не самый добрый и щедрый человек в мире).

При соблюдении указанных условий «грязных тендеров» не бывает. Только вот условия выполняются редко.

 

3. Зачем?

3.1. Чтобы выжить

В клиническом случае, при котором некомпетентные сотрудники нанимают бездарных аутсорсеров и делают это по собственной инициативе, откатинг надо выжигать каленым железом. Потому что цель любого бизнеса в большинстве случаев — выживание и долгосрочная конкурентоспособность. А ничто так ее не подрывает, как непрофессионализм в квадрате в сочетании с анархией.

 

3.2. Чтобы выжить

В распространенных случаях, при которых эффективные сотрудники нанимают эффективных аутсорсеров, приносят компании пользу, не слишком жадничают, выплачивая себе ту премию, которую забыл выплатить работодатель. Возможно, эти люди — «соль земли украинской», и таким образом они зарабатывают свой первый миллион. И вряд ли в них имеют право бросить камень нынешние «хозяева жизни», которые не всегда вели праведную жизнь и жизненную философию которых как нельзя лучше описывает один из хитов русского шансона:

«Поворую — перестану,

Жду вот-вот богатым стану,

Вот тогда начну опять

Я законы соблюдать».

 

Вместо эпилога

Один мудрый человек однажды сказал мне: «Я знаю — мои менеджеры воруют у меня по совокупности 10-15% дохода. Но если я возьму честных дураков, я потеряю 50%. А если нынешним откатчикам начну платить большую зарплату и внедрю четкую систему премирования-депремирования западного образца, то потеряю 30%. Поэтому я закрываю глаза и считаю свои потери недофинансированным фондом оплаты труда. Мои сотрудники — славяне, а значит, привыкли быть героями мира нечетких множеств. Заставлять их жить по букве закона означает убить инициативу и подорвать моральных дух коллектива». И вы знаете, чем дольше я живу, тем больше я понимаю, что слово, сказанное экзистенциально, намного лучше отражает объективную реальность, чем сказанное сугубо интеллектуально

 


Тут и далее подразумеваются все типы аутсорсинговых агентств, так или иначе участвующих в бизнес-процессах PR и маркетинга: PR-агентства, рекламные, BTL и др.

Умному достаточно (лат)

 

Расскажите друзьям про новость