Нечистый кроется в деталях
13 Май 2008, 10:16

Нечистый кроется в деталях

Вопрос об ужесточении требований, предъявляемых к рекламе на рынке ценных бумаг, далеко не однозначен. Например, трудно предвосхитить, какими для профессиональных участников фондового рынка будут последствия установленного Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (ГККЦБФР) порядка подачи любых рекламных материалов, касающихся деятельности ИСИ, поскольку, как говорят, «нечистый кроется в деталях»

Нечистый кроется в деталях

Вопрос об ужесточении требований, предъявляемых к рекламе на рынке ценных бумаг, далеко не однозначен. Например, трудно предвосхитить, какими для профессиональных участников фондового рынка будут последствия установленного Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (ГККЦБФР) порядка подачи любых рекламных материалов, касающихся деятельности ИСИ, поскольку, как говорят, «нечистый кроется в деталях». Не отрицая необходимости совершенствования норм законодательства о рекламе в принципе, думаю, что в сложившейся ситуации гораздо важнее сначала навести порядок в системе правоприменения, нежели вносить очередные изменения в действующее законодательство. В настоящее время существует две группы нарушителей в сфере рекламной деятельности из числа участников финансового рынка. Первая охватывает профессиональных участников: торговцев ценными бумагами, КУА, страховые компании и т. д.; вторая — субъектов, которые не имеют статуса финансовых компаний, небанковских финансовых учреждений. Например, ИСИ запрещено рекламировать и гарантировать будущую доходность своих финансовых инструментов, но анализ рынка показывает, что некоторые из профессиональных участников это делают, если не прямыми, то косвенными методами. Незарегистрированные как финансовые учреждения субъекты, пользуясь полной бесконтрольностью со стороны госрегуляторов (НБУ, ГКЦБФР, Госфинуслуг, АМКУ), пытаются бороться за деньги инвесторов, прежде всего населения, некорректными методами, в т. ч. и приемами недобросовестной рекламы, гарантируя баснословные доходы публично. Поэтому ужесточение регуляторных требований является более актуальной проблемой именно для второй категории участников финансового рынка. Хотя на них действие предлагаемых изменений как раз не распространяется. Важный аспект в этом вопросе, на который прежде всего необходимо обратить внимание госрегуляторов, — это соблюдение действующего Закона о рекламе, потому что недобросовестная реклама в значительной степени является следствием отсутствия надлежащей системы контроля и ответственности за нарушение норм уже существующего законодательства. Поэтому само по себе ужесточение требований к рекламодателям без усиления контроля и повышения эффективности правоприменения никаких существенных результатов не принесет. Возникает вопрос, так может сначала следует усилить надзор и контроль со стороны регуляторов над рынком рекламной продукции в сфере финансовых услуг, а уже затем вносить изменения в закон? Несколько публичных фактов применения финансовых или административных санкций в отношении недобросовестных рекламодателей, и ситуация на профессиональном рынке войдет в надлежащее русло. Кроме того, ставя целью ужесточить требования к рекламе, необходимо четко разделить, что является рекламой ценных бумаг и услуг в сфере совместного инвестирования и соответственно требует предварительной подачи в ГКЦБФР, а что является информацией о деятельности ИСИ, оперативное раскрытие которой может только приветствоваться. Предложенные изменения в закон не предполагают такого разделения. Это может привести к ситуации, когда под рекламу будет подпадать любая информация о сделках с ценными бумагами и услугах на фондовом рынке, об эмитентах ценных бумаг, в том числе и информация о ежедневных результатах деятельности ИСИ. Как следствие, требование о предварительной подаче такой информации в ГКЦБФР будет тормозить ее своевременное раскрытие для добросовестных рекламодателей и игнорироваться недобросовестными. Что, в принципе, имеет место и сегодня.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео