Наружники надеются на помощь свыше
Ассоциация наружной рекламы Украины (АНРУ) активно рассылает муниципальным властям различных городов письма с просьбой снизить финансовое давление на операторов наружной рекламы. По словам Артема Биденко, главы координационного совета АНРУ, значительное падение рекламной активности и участившиеся случаи отказа рекламодателей от забронированных плоскостей подымают вопрос рентабельности бизнеса наружной рекламы. «Поэтому мы просим городские власти несколько снизить тарифы за аренду мест под рекламные конструкции, как это сделали в Луганске. Ведь в противном случае в городские бюджеты просто перестанут поступать деньги от наружников, неспособных рассчитаться с долгами. От этого не выиграют ни чиновники, не выполнившие бюджетные планы, ни операторы, некоторые из которых могут оказаться банкротами»,— полагает эксперт. Напомним, что луганские власти согласились недавно снизить арендные ставки в два и более раза. По словам Анатолия Авершина, начальника рекламного управления горсовета, «власти пошли на это из-за стремительно увеличивающейся задолженности наружников перед городской казной».
Многие города заявили о намерении пересмотреть свои отношения с операторами наружной рекламы в сторону увеличения отчислений последних в городскую казну с начала следующего года. К примеру, несмотря на недавнее повышение арендных ставок в столице, чиновники планируют снова все пересчитать уже с первых рабочих дней января. Наружники были бы благодарны даже за 2-3-месячную отсрочку. Положительным для них является пятничное решение львовских властей об отмене повышения арендных ставок и о начале их пересмотра в сторону понижения. Также наружники надеются на понимание со стороны остальных городов.
По словам господина Биденко, «кризисной сегодняшнюю ситуацию не назовешь, хотя существенный спад явно наблюдается. А вот что будет с начала 2009 г. — неизвестно, ведь январь-февраль являются традиционно проблемными месяцами с точки зрения привлечения рекламодателей». Однако уже сейчас, некоторые операторы констатируют отказы от 30-40% забронированных на ноябрь-декабрь плоскостей. Доходит до того, что операторы продают рекламные щиты с 70-80%-ной скидкой, лишь бы они не пустовали. К примеру, один из новых алкогольных брендов, пожелавший заявить о себе в преддверии запрета с 1 января 2009 г. рекламы алкоголя и табака на наружных носителях, смог выкупить в столице несколько сотен плоскостей по $100-150 за каждую при средней стоимости в $500-700 еще месяц тому назад.
Для игроков рынка ситуация действительно является серьезной из-за стечения сразу нескольких обстоятельств. Во-первых, из-за ухода с рынка алкогольщиков и табачников, по прогнозам директора DOORS Consulting Сергея Смоляра, «рынок в следующем году недосчитается $30-33 млн.». Второй, и основной, причиной является массовое снижение рекламной активности остальных групп рекламодателей. Месяц назад рынок надеялся на внеочередные парламентские выборы, однако и этому пока не суждено было сбыться. Поэтому, по оценкам некоторых экспертов, следующий год вполне может стать стагнационным для рекламистов, а снижение объемов рынка наружной рекламы в денежном эквиваленте может составить 15-25%.
Артем ВАКАЛЮК