Наталья Гончарова: трансформировать Киев в европейский город
15 Сен 2015, 08:18

Наталья Гончарова: трансформировать Киев в европейский город

Новый директор КП «Киевреклама» Наталья Гончарова о планах и достижениях в трансформации внешнего облика столицы

Последние несколько месяцев операторы наружной рекламы, клиенты и агентства активно следят за действиями компании «Киевреклама», которая демонтирует нелегальные конструкции. Светлана Степанюк, медиадиректор агентства наружной рекламы Master AD, в интервью с Натальей Гончаровой узнала о том, какой же станет столица после трансформации и какими принципами руководствуется новый директор «Киеврекламы».

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Наталья, ты пришла в государственную структуру из оператора наружной рекламы? («Прайм Групп». — Прим. автора). Какую цель ставила перед собой, вступая в новую должность?

Моя цель — трансформировать перегруженный до невозможности рекламой Киев в европейский город. Для этого нужно искоренить нелегальные носители, исключить коррупционную составляющую при оформлении разрешений и контроле над размещением конструкций.

Конечно, преобразования коснулись в первую очередь предприятия, которым руковожу. Я  четко объяснила свою политику сотрудникам и обозначила вектор развития. Те, кто не привык работать за одну зарплату, участвуя в различных договоренностях, сразу ушли.

Какова была мотивация пойти в госкомпанию? Есть ли у тебя поддержка со стороны городских властей?

Во-первых, моя личная мотивация. Я много лет работала в рекламном бизнесе и понимаю, с какими проблемами приходится сталкиваться операторам, в какую непробиваемую стену они порой упираются. Беспомощно наблюдая за этим годами, невозможно оставаться в стороне, когда появляется возможность изменить систему. Для меня это возможность изменить город к лучшему.

Во-вторых, политическая воля мэра Киева. Получив его добро, я взяла на себя большую ответственность и не имею права поступать иначе, кроме как придерживаться приоритетов, которые расставил Виталий Кличко.

Есть общественные активисты, которые помогают навести порядок в городе. Кто они?

Во время демонтажа огромного нелегального баннера в центре столицы мы познакомились с лидером инициативной группы «Чистый столб» Алексеем Борсуком. Он со своими единомышленниками также хочет жить в комфортном городе и прилагает для этого все усилия. Мы решили провести совместный мониторинг бульвара Леси Украинки относительно законности размешенной там рекламы. К нам присоединились другие активисты «Чистого столба», в том числе Иван Симоновский. Он стал фактически внештатным сотрудником «Киеврекламы» и теперь на общественных началах проводит перекрестный контроль работы наших специалистов по мониторингу.

Часто путают обязанности «Киеврекламы» и Департамента градостроения и архитектуры КГГА. Чем занимаются эти структуры?

Департамент градостроения и архитектуры — это рабочий орган, которому с недавних пор подчиняется «Киевреклама». В его функции входит оформление разрешений на размещение рекламных средств, формирование приказов на демонтаж и подготовка проектов нормативных актов.

Непосредственной задачей «Киеврекламы» является работа в «полях»: мониторинг улиц, фиксация нарушений после установки носителей, внесение этой информации в базу и передача данных в Департамент, где принимают решения о демонтаже. «Киевреклама» не имеет права, обнаружив незаконную конструкцию, самостоятельно ее убрать, не получив приказ на демонтаж от рабочего органа.

Сейчас вносятся изменения в нормативные документы, регулирующие отрасль. Почему возникла такая необходимость, участвует ли «Киевреклама» в данном процессе?

Перенасыщение города рекламоносителями обусловлено отнюдь не катастрофическим количеством нелегалов, а качеством существующих отраслевых документов, которые содержат пункты с неоднозначными трактовками. Следовательно, есть достаточно коррупционных возможностей, пользоваться которыми долгие годы считалось нормой как со стороны чиновников, так и со стороны бизнеса.

Нормы нужно менять. Работа по их редактированию ведется уже три месяца. Я участвую  в этом процессе, потому что мне, как человеку с активной жизненной позицией, не все равно. На данный момент пакет правок к документам уже находится на рассмотрении комиссии Киевсовета. Так что до окончательного утверждения документы еще могут претерпеть некоторые изменения.

Я часто встречаюсь с операторами наружной рекламы и спрашиваю, коснулись ли их изменения, происходящие на рынке. Как правило, отвечают, что у них все законно. А как реагируют бывшие коллеги из рекламного сегмента на твою нынешнюю деятельность?

Дружба — дружбой, а служба — службой. Люди приходят в бизнес, чтобы зарабатывать деньги. Моя цель сейчас — уменьшить количество рекламы, сделать ее качественнее. У операторов — нарастить свои активы. Поэтому наши интересы не совпадают.

Но точки соприкосновения все же есть. Многие операторы устали от нелегалов, которые устраивают разрушительный для их бизнеса демпинг. Они были бы рады избавиться от недобросовестных конкурентов — и в этом вопросе они нас полностью поддерживают.

Каким ты видишь будущее наружной рекламы Киева?

Мы равняемся на европейскую практику. Но чтобы ее внедрить, нужна четкая регуляция отрасли с детальными требованиями к дистанции между носителями, форматами и качеством. Когда все это будет предусмотрено, можно будет говорить о кардинальных изменениях.

Примером для подражания мог бы стать Лондон, в центре которого нет щитов, а вся реклама — это вывески, витрины и брендированный транспорт (автобусы и кэбы). Если и есть что-то отдельно стоящее, так это грамотно выполненные нестандартные концепты.

Широкоформатную рекламу можно встретить на строительных лесах. Мы учли этот опыт и в новой концепции прописали, что леса могут быть забрендированы в адекватном соотношении: не более 50% носителя. А остальной фон должен быть либо чистым, либо с изображением фасада после реконструкции.

Пока же происходит следующее: застройщик, который обязан обнести леса защитной сеткой, сдает их в аренду операторам, те закрывают здание рекламой без всяких ограничений и платежей в бюджет. Просто снять ее и оголить разрушенный фасад не решение проблемы. Необходимо заставить застройщиков выполнить все требования. Тут мы подключаем влияние Департамента благоустройства, который отвечает за это.

Что касается технических новинок, которыми славится Лондон, то они не появятся сразу после того, как будут приняты новые документы. У наших операторов в сложившихся экономических условиях нет возможности инвестировать в дорогие носители. Давайте переживем войну и поймем, как будет развиваться рынок.

Согласна. В Лондоне достаточно много рекламы, а это один из городов с наибольшим количеством носителей. Они настолько грамотно расположены, что не портят архитектуру. Но и в Украине есть позитивные примеры модернизации. В лучшую сторону, на мой взгляд, изменился Харьков.

Там действительно были установлены единые для всех правила работы, и за пару лет город преобразился. То же самое, уверена, произойдет и в Киеве.

Также позитивные сдвиги наблюдаются во Львове. По крайней мере в его исторической части, которая, в отличие от столичного Подола, не залеплена ужасными вывесками. Более того, вывески одних и тех же учреждений и брендов в этих городах выглядят по-разному. Если у нас они закрывают фасады, то во Львове такого не увидишь. То есть дело отнюдь не в безвкусице, а в подходе к внешнему виду города.

Правила нужно не только детально прописать, но и применять для всех одинаково. Тогда мы с вами получим ожидаемый результат.

Поскольку в Европе улицы без рекламы, там отлично работает красивая и яркая реклама на транспорте. Качество брендинга транспорта в Киеве тоже находится в зоне вашего влияния? Планируются ли изменения в этом направлении?

Раскрою секрет: мы собираемся изменить концепцию размещения рекламы в метрополитене. Недавно состоялся инвестиционный конкурс, на который были выставлены рекламные площади в вагонах метро. Скоро рекламы там станет меньше, но она будет качественнее. Также изменится подход к размещению носителей на станциях и в вестибюлях. 

Расскажите друзьям про новость