06 Июл 2007, 07:02

Мобильные операторы собирают со своих абонентов все меньше денег

Мобильные операторы собирают со своих абонентов все меньше денег

Все чаще услуги предоставляются бесплатно. Под конец прошлого года среднерыночный показатель ARPU(среднемесячный доход на одного абонента) составлял $7, сейчас он едва достигает $5. Еще два года назад операторы зарабатывали на одном клиенте $10-12.

«Рынок мобильной связи переживает серьезный кризис. Следствием этого кризиса является неспособность участников рынка реализовывать свои стратегии. Сейчас мобильные операторы сталкиваются с необходимостью либо понижать стоимость услуг, либо увеличивать расходы на удержание клиентов, либо и то и другое одновременно. Попытки же избежать снижения реальной стоимости звонка с помощью разных ухищрений подрывают лояльность абонентов»,- говорит эксперт консалтинговой компании Netton Роман Химич.

По мнениюучастников рынка, в наиболее неблагоприятной ситуации оказались недавно появившиеся в Украине операторы — «Астелит» (ТМ life:)) и «Украинские радиосистемы» (УРС) (TM Beeline ). Акционеры как первого, так и второго операторов не могут выработать общую, приемлемую для обеих сторон стратегию развития их совместного бизнеса в Украине. (Telenor и Altimo являются основными акционерами «ВымпелКома», материнской компании УРС, а Turkcell и СКМ — основные акционеры компании Eurasia Telecommunications Holdings B.V., владеющей «Астелитом»). В результате УРС не подошли даже близко к заложенным в бизнес-плане показателям. Так, вместо $147 млн. выручки украинская дочка МТС получила $34 млн. — в 4,3 раза меньше, чем планировалось. Согласно бизнес-плану, ожидалось значение ARPU $8,8, а получилось — $4,1. При этом Telenor говорит, что изначально не верил в бизнес-план УРС. «Альтимо» наоборот во всем винит норвежцев и рассчитает на выведение украинской дочки на безубыточный уровень уже в следующем году.

Кстати, по словам Романа Химича, рыночная ниша дискаунтера, на которую ориентировались УРС, в настоящее время практически уничтожена. В результате претенденты на звание «третьего общенационального» -life:) и Beeline — вынуждены не столько продавать, сколько раздавать время разговора.

«Мы не считаем, что рынок находится в кризисе. О том, что он продолжает активно развиваться, свидетельствуют многие факторы: операторы наращивают абонентские базы, развивается рынок дополнительных сервисов и связь третьего поколения и т.д.»,-заявили «i» в «Астелите». 

Однако стратегия «Астелита» оказалась настолько размытой, что даже постоянные инвестиции акционеров не помогли компании встать на ноги. В результате синдицированный кредит в размере $390 млн. пришлось взять на себя турецкой Turkcell. Второй акционер оператора — СКМ — пока воздерживается от каких-либо действий.

Единственной темной лошадкой на рынке остается «Киевстар». Как на эту компанию влияет ситуация на рынке, пока неясно. Разглашение финансовой отчетности компании сдерживают судебные запреты. Однако ясно, что этот оператор является таким же активным участником тарифной войны, как и остальные. «Киевстар предлагает тарифы, которые никто даже не пытается воспроизвести», — говорит господин Химич.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео