Расскажи, как началось твое сотрудничество с компанией Chargello.
С основателями компании я познакомился в Майами в декабре прошлого года в канун Рождества! Команда основателей – предприниматель, выпускник Гарвардской бизнес-школы и бывший центровой баскетбольного клуба «Майами Хит».
Свой бизнес они запустили в 2014 году и начали активную экспансию в США, а также разработали франчайзинговую модель и уже представлены в 26 странах. Украина стала 27 рынком. Я стал франчайзи торговой марки Chargello.
В чем собственно бизнес модель. Есть продукт – док-станция с 10-ю батареями, которые заряжают смартфоны и иные гаджеты. Есть HORECA, где дополнительная услуга по зарядке должна быть по умолчанию и есть, наконец, клиент, который хочет оставаться в сети. Но, есть еще маркетинговая составляющая, которая, как раз и отличает Chargello от своего конкурентного поля. А это розетка, пауэрбанк, кабели, а продукта, который бы совмещал еще и маркетинговую составляющую, – нет. Есть продвинутые пауэрбанки, которые заряжаются на дополнительной станции, но здесь тоже нет маркетинговой составляющей.
Иначе Chargello не появилось бы и ребята не вышли бы с этим брендом. Они строят глобальный бренд, у Chargello есть амбиция стать именем нарицательным, как Uber, к примеру. Потребители будут говорить не «дайте мне зарядиться», а «дайте мне Chargello».
Мне импонирует их позиционирование, которое звучит «Keeps my ______ going!», так оно передает ту реальность, в которой мы все с вами живем. Смартфон стал частью нашей жизни и мы хотим сделать фото, поделиться мемом, написать другу, полистать Тиндер) и тд. И Chargello поможет тебе продолжить общение!
Компания также создала приложение, которое показывает, где находятся станции. К примеру, если ты турист, знаком с этой услугой, а твой телефон уже на нуле, ты кликаешь и видишь, что на такой-то улице находится суши-ресторан с Chargello. Так как у док-станции десять батарей, она поможет обслужить всех клиентов во время пиковой нагрузки, в пятницу вечером или в субботу, когда ресторан полностью заполнен.
Ты даешь в пользование девайсы или рестораны их покупают?
Сам продукт можно предоставить ресторанам по двум бизнес-моделям. Первая – аренда. Мы устанавливаем станцию, а владельцы размещают на панели батареи информацию о своем ресторане, шеф-поваре, блюдах и платят в месяц определенную сумму денег.
Вторая модель — условная аренда. Мы ставим станцию, заключаем договор, владельцы ресторана платят условную сумму, например 100 грн за год, но в этом случае, панели батарей или рекламные плоскости заняты рекламодателем. У ресторана — дополнительная услуга, клиент — на подзарядке, но при этом происходит активация с рекламодателем. Это очень хорошая платформа для активации. К примеру, закажи Uber через QR-код и получи скидку 50 грн. По сути, мы становимся оператором внутренней рекламы. Рекламодатель платит фиксированную плату за точку. А дальше мы начинаем собирать статистику – количество посетителей, стоимость контакта и так далее. Мы как оператор заинтересованы в том, чтобы предоставлять все нужные данные рекламодателю, который будет считать эффективность.
Можно считать количество подзарядок?
Это очень важный вопрос. Никаких датчиков, которые взаимодействуют с телефоном, нет. Это защита данных клиента. Новое поколение батарей будет считывать количество раз, когда достали батарею из док-станции. Эта статистика будет доступна с новыми девайсами с 2019 года.
Какие глобальные планы?
У центрального офиса Chargello есть амбиция покрыть максимальное количество стран до 2018 года. Это хорошая модель для отелей или конференций, когда люди ограничены пространством или временем. Там немного другая модель по рекламодателям. Скорее всего, там будет реклама спонсоров самого же ивента. Организатор также сможет бесплатно получить девайс, если найдет рекламодателя.
К 2019 году планируется покрытие 100 стран. На сегодняшний день покрыто 26 стран. Как я уже сказал, Украину мы получили как фрайнчайзи и эксклюзивно представляем этот продукт/услугу. Стартуем с Киева, первые 250 станций придут в начале августа. В трех заведениях мы поставим тестовую подзарядку с рекламой до конца июля.
За три месяца мы пообщались с огромным количеством ресторанов, у всех есть заинтересованность. Также мы предлагаем техническое обслуживание, потому что это будет наш инвентарь и мы будем обеспечивать жизнедеятельность всех станций.
Мы надеемся, и где то даже уверены)), что креативное сообщество придумает массу интересных идей для активаций.
Идея в том, что я продаю свободу с телефоном, чтобы у клиента не было ситуаций, когда он хотел поделиться моментом и у него не хватило заряда на девайсе.
Какие были условия поставки?
С компанией я подписал лицензионный договор. Минимальная поставка — 250 штук.
Сколько это может стоить для рекламодателей?
К примеру, аренда ресторану обойдется ориентировочно в 3200 грн в месяц за одну док-станцию на 20 плоскостей. Цена для рекламодателей — 5200 грн в месяц за одну локацию.
До конца года мы запланировали купить еще 250 станций, тогда мы покроем 500 локаций в Киеве и дальше будем работать по принципу оператора и планировать экспансию в города миллионники – Одесса, Днепр, Харьков, Львов и тд.
У тебя есть партнер в бизнесе?
Да, у меня есть со-инвесторы. Но, если хотите такое определение, то лицо проекта – Миша Пименов. У нас с партнерами совместные инвестиции, продвигаю проект я и управляющий директор Андрей Закревский. У нас есть команда, в которую входят операционный и технический менеджеры.
Насколько это развито в Америке?
Их рекламодатели — это главные алкогольные бренды.
Сейчас мы общаемся и с платежными системами, и с премиальными услугами, и с банковскими услугами, и с алкогольными брендами, там, где это может быть комплементарно.
Какие KPI ты себе поставил?
У меня будет 500 точек — это 5000 батарей и 10 000 плоскостей. Мы хотим развиваться, как оператор внутренней рекламы. Просто в нашем случае есть симбиоз продукта/услуги/маркетинговой платформы. Будет большая адресная программа, где можно будет выбирать по разным параметрам, что нужно рекламодателю.
Насколько это выгодный бизнес?
Это очень хороший бизнес.
Какова емкость нашего рынка?
Емкость нашего рынка с точки зрения рекламодателей ограничена товарными категориями, которым это может быть релевантно. На сегодняшний день это категории алкоголя, табака, платежных систем, премиальных услуг, финансовых услуг и продуктов.
Если говорить о емкости категории HORECA, где можно будет поставить станцию, то если покрыть всю Украину, взять города-миллионники, областные центры, где ресторанная жизнь активно развивается, то общая емкость — до 2000 точек для нашего продукта/услуги.
А безубыточность достигается на каком количестве точек?
500 точек.
Какой есть риск того, что ты привез, приучил, показал, а потом появилось noname, китайский клон?
Вход второго игрока на рынок при нашей бизнес-модели очень сложный.
А если ресторатор решит, что ему дорого платить и захочет купить эту станцию в Китае за 100 долларов?
Не исключаю, что со временем такое может появиться. Мы не будем все время купаться в голубом океане. Рано или поздно появятся конкуренты, и они будут что-то предлагать. Это решение ресторана. Он автоматически берет на себя головную боль технического обслуживания, кражи и так далее.
У Chargello есть внутренняя конкуренция, своя гонка за инновациями.
Я был в их офисе в апреле, они показывали прототипы новых продуктов – батареи с другим принципом зарядки. Заряжающая база небольшая, плоская, насаживаешь одну батарею на другую, и она как бы сквозь заряжается. Батарея будет иметь функцию как проводной, так и беспроводной зарядки. Кол-во батарей, которые мы можем поставить в точку сможем регламентировать буквально по единицам, кому нужно будет три а кому пятнадцать.
Пока будет осязаемый смартфон в руке потребителя, его нужно будет заряжать!