Маркетинг-моDell Адриатики
29 Май 2017, 08:00

Маркетинг-моDell Адриатики

Как устроен IT-рынок юго-восточной Европы

Насколько маркетинг IT-продуктов в Хорватии, Словении, Сербии и Македонии далек от украинского? Маркетинг-менеджер компании Dell EMC в регионе North Eastern Europe Андрей Сивенюк делится своим предыдущим опытом работы на IT-рынке юго-восточной Европы и рассказывает об инсайтах, привезенных из стран Адриатического побережья.

Марина Корчака
Экс-главный редактор MMR

Почему именно вам доверили работу со странами Адриатики? 

У меня уже был 4-летний опыт работы с регионом СНГ, который включал много небольших стран. Это были страны Кавказа, Балтики, а также Украина, Беларусь, Казахстан, Таджикистан. Поэтому для руководства было вполне логичным рассуждать так: «Он может поработать еще и с девятью странами бывшей Югославии».

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Как у вас организована работа маркетингового отдела?

Традиционная структура, как и во всех странах региона СЕЕ (Центральная и Восточная Европа). С традиционным подчинением по бизнес-юнитам.
Маркетинг-директор региона Екатерина Атасонасополоу находится в Греции. В ее подчинении 12 человек, часть из которых выполняют central-function: разрабатывают программы для всего региона по коммерческому, потребительскому и дистрибьюторскому направлениям. Есть country marketing managers. Я как раз country marketing manager по региону Северная Восточная Европа.

Расскажите об особенностях маркетинга IТ-продуктов в регионе Адриатика. 

С одной стороны, Dell (а сейчас Dell EMC) – это глобальная компания, значит, гайдлайны должны соблюдаться во всех странах. С другой – государства региона сильно отличаются друг от друга ментально, экономически, исторически, политически. 

Хорватия и Словения уже являются членами ЕС, поэтому они близки к среднеевропейскому уровню. Здесь мы чаще работаем с крупными проектами в нише В2В (к примеру, реализовали один из них – сетевые решения для аэропорта в Словении), а также с заказами от госсектора. В Хорватии работали с инфраструктурными программами (дороги, коммуникации, цифровая трансформация) и с энергетическим сектором. В2С-продажи в Евросоюзе покрывают глобальные игроки уровня Amazon. Если вы живете в ЕС и хотите купить ноутбук или монитор, вам удобнее сделать заказ на том же Amazon, чем искать местный магазин. Но локальные партнеры Dell тоже сильны благодаря дополнительным сервисам и гибкости. 

В странах, которые пока не в ЕС, например, Сербия или Македония, уровень жизни ниже, они закрыты границами. Если клиент заказывает ноутбук или монитор за границей, везет его «в белую», платит все пошлины и сборы, ему это выходит дороже, чем купить на местном рынке. Поэтому в таких странах у нас есть локальные партнеры вроде украинских Rozetka или «Фокстрот». 

В Украине до сих пор продаются серверы, предназначенные для самостоятельной сборки. Это то, чего в развитых странах уже давно нет

Андрей Сивенюк
маркетинг-менеджера Dell EMC в регионе NEE (North Eastern Europe)

Благодаря тому, что продукты Dell EMC прошли все проверки и жесткие тесты со стороны ЕС и США, у заказчиков не возникает вопросов по поводу качества и сервисной поддержки. Для глобальных компаний мы являемся корпоративным стандартом (это когда вся ІТ-инфраструктура компании только продукция Dell EMC). Но утверждать, что вне стран ЕС нет спроса на хранилища данных, серверы, гиперконвергентные и облачные решения и другое, было бы неверно. Просто благодаря отсутствию барьеров с сертификацией новые продукты в ЕС проще, дешевле и быстрее доставляются и внедряются. От этого в итоге выигрывает как корпоративный заказчик, так и покупатель. В странах вне ЕС у нас больше партнеров в В2С-сегменте, чем в ЕС. 

Такая же ситуация в Украине. У нас есть специалисты, отвечающие требованиям В2В-сегмента, у которых есть сертификаты и которые постоянно проходят обучение. Однако заказчиков такого уровня в Украине немного, например, Нацбанк, Минфин, Vodafone, «Киевстар», у кого есть инфраструктура нужного уровня. С другой стороны, в Украине до сих пор продаются серверы, предназначенные для самостоятельной сборки. Это то, чего в развитых странах уже давно нет, т.к. сэкономив 200 долларов на покупке готового решения, можно потерять миллионы при утере данных. Несколько лет назад мы обсуждали эту тему с коллегами из Польши, и они прогнозировали, что у нас скоро не будет самосборов. Они ошиблись – до сих пор есть. Но, уверен, это продлится недолго.

В Украине есть специалисты, отвечающие требованиям В2В-сегмента, у которых есть сертификаты и которые постоянно проходят обучение

Андрей Сивенюк
маркетинг-менеджера Dell EMC в регионе NEE (North Eastern Europe)

Насколько развит маркетинг в этом регионе по сравнению с Украиной? Чему нам можно и нужно учиться, а чему сами можем научить? 

Нельзя сказать, что в одной стране маркетинг развит больше, нежели в другой. В целом рынок в странах Адриатики более развит по сравнению с Украиной благодаря тому, что специалисты работают не только на одну конкретную страну, а сразу на регион – минимум 2-3 страны. Это чувствуется сразу. Нам однозначно есть чему поучиться в том, что касается выходов на другие рынки. 

Я не увидел ничего такого – ни у партнеров, ни у агентств, чего украинцы не могли бы достичь. Мне кажется, у нас есть все. За исключением знания английского языка, уровня внедрения глобальных ІТ-технологий и открытости. Например, для хорватов английский – их второй язык. Они постоянно используют его в работе, в командировках, в коммуникациях. Они очень много ездят, наверное, половину своего времени проводят за рубежом. 

То, что отличает Адриатику от Украины, так это огромное количество небольших компаний. Как, например, в Польше, которая держится на малом бизнесе. Проехав городок или село в Украине, видишь за ним поле, а дальше ничего нет. А в Польше или в Адриатике возле дороги идет какая-то торговля. Дорога – это транзит, это деньги. Адриаты постоянно ищут возможности запустить небольшой бизнес, в основном туристический. Есть множество мини-отелей, винодельни, рестораны и т.п.

Рынок в странах Адриатики более развит по сравнению с Украиной благодаря тому, что специалисты работают не только на одну конкретную страну, а сразу на регион – минимум 2-3 страны

Андрей Сивенюк
маркетинг-менеджера Dell EMC в регионе NEE (North Eastern Europe)

По каким критериям понимали, что справились или не справились с работой? 

Наверное, самый заметный показатель – это продажи по итогу. Четко видно, когда активность конвертируется в проданные юниты в каждой конкретной стране и наоборот. 

В таких странах, как Македония, очень маленький бизнес, и оттуда идет сравнительно мало заказов на В2В-решения. Точные цифры не приведу, но могу сказать, что в разы меньше, чем из Хорватии или даже Сербии.
Из Словении и Хорватии поступают заказы для инфраструктурных проектов. Из Сербии – и на В2С, и на В2В. 

Доли рынка по оценкам IDC: Client systems (Desktops & laptops):
Ukraine – 12%; Adriatics – 36%. 

Расскажите о культуре потребления IТ в этом регионе. 

В странах Евросоюза спрос на новые технологии выше, т.к. ЕС дает огромные возможности, инвестиции, а также правила и стандарты. А решения Dell EMC отвечают европейским и американским стандартам (в США мы соответствуем military-стандарту, это один из самых высоких уровней). 

По моим наблюдениям, больше всего заказов поступает благодаря инфраструктурным проектам. В развитом мире дороги строятся не так, как у нас: там нет ямочного ремонта. Там делают расчеты с учетом местности, состава покрытия, а сам процесс автоматизирован, а чтобы все это поддерживать, нужны IT-решения. 

Dell EMC brand awareness заметно выше в странах, которые больше потребляют англоязычный контент. Вы наверняка видели много голливудских фильмов и сериалов, в которых есть продакт-плейсмент c нашими продуктами: мониторами, ноутбуками и серверами. Наши коллеги очень активно работали и работают над этим ☺. В Украине мы запустили несколько пилотных проектов с продакт-плейсмент в ТВ-шоу, наши ноутбуки были в ICTV «Утро в большом городе», в «Холостяке» и «Танцуют все».

В странах Евросоюза спрос на новые технологии выше, т.к. ЕС дает огромные возможности, инвестиции, а также правила и стандарты

Андрей Сивенюк
маркетинг-менеджера Dell EMC в регионе NEE (North Eastern Europe)

Расскажите друзьям про новость