Лодыгин, Хомутовский и Чачибая об Аристократах как basement-медиа
31 Мар 2014, 10:51

Лодыгин, Хомутовский и Чачибая об Аристократах как basement-медиа

В феврале в Украине стартовал уникальный в своем роде медиапроект — первое коммерческое интернет-радио "Аристократы".

Лодыгин, Хомутовский и Чачибая об Аристократах как basement-медиа

В феврале в Украине стартовал уникальный в своем роде медиапроект — первое коммерческое интернет-радио «Аристократы». Экс-ведущие «Утреннего шоу» на «Просто Ради.О», а ныне — честные и идейные трети одного целого — Ярослав Лодыгин, Даниил Хомутовский и Лера Чачибая — планируют к концу года вывести радиостанцию на показатель в 100 тыс. слушателей. Они рассказали MMR о замысле проекта, надеждах на превращение украинских медиа в бизнес и «искренней рекламе».

 

Сейчас на украинском медиарынке сложилось интересное время: многие медиапроекты закрываются и в то же время немало новых — открываются. Старт вещания вашей радиостанции — тоже в этой волне. С чем, по-вашему, связано ее возникновение?

 

Ярослав Лодыгин, сооснователь радио «Аристократы»: У руководителей медиа были планы до конца этого года сосредоточить все СМИ в одних руках. Многие журналисты, которые не собирались играть по этим правилам, уволились. Например, (главред Корреспондент.net), которая 14 лет занималась этим проектом.

Многие журналисты потеряли свою работу. Но ничего не делать таким людям довольно сложно, особенно когда ты, лежа на диване в своем творческом отпуске, наблюдаешь за событиями, которых не было никогда в нашей жизни. И нормальный журналист, медийщик, радийщик, телевизионщик, писатель чувствует необходимость что-то сделать…Так появляется то, что Даня (Даниил Хомутовский. — Ред.) назвал basement-медиа — подвальные медиа, когда творческие коллективы собираются в подвалах и, вообще не задумываясь о каких-то финансовых перспективах, о росте и падении рынка рекламы и тому подобных вещах, о которых надо бы подумать перед запуском любого проекта, запускают новые медиапроекты. Именно такие экстремальные условия и произвели на свет целый ряд basement-медиа.

 

В связи с политическими событиями в стране вы корректировали свое вещание (оно менее развлекательное, чем вы планируете для «мирного времени»). Вашему старту помогли или помешали политические события и настроения в обществе?

 

Я. Л.: Они никому не на руку.

Даниил Хомутовский, сооснователь радио «Аристократы»: С одной стороны, это хорошие перемены. Да, они дались слишком большой ценой, но я уже не представляю себя в обществе, в стране, которой была Украина еще полгода назад. Сейчас туда вернуться уже невозможно. И это прекрасно. Произошедшие перемены открыли многим возможности, глаза, перспективы. С другой стороны, это, конечно, усложнило жизнь в том плане, что финансовая ситуация сжимает нас со всех сторон. Но мы переживем, как пережили не один кризис. Я вот, например, как самый старший, застал еще кризис 1812 года, когда Наполеон вторгался в дома 🙂

Я. Л.: Кризис — это всегда возможности. И сейчас у нас есть возможность получить независимые СМИ. Наше радио не имеет за собой никаких политических денег, никакого крупного инвестора, чьи интересы нужно лоббировать, и, более того, у нас есть принципы, потому что мы знаем, куда завела беспринципность наших предыдущих работодателей.

Лера Чачибая, сооснователь радио «Аристократы»: У нас есть убеждения, которые нам дороги и которые мы не готовы сдавать даже за большие деньги. Еще мне кажется, что нам повезло. В традиционных медиа работают сформированные люди, которые вошли в этот ритм и потеряли вкус к новаторству. Поэтому, кроме прочего, basement-медиа в этой стадии обновления внедряют новые технологии. То, что делаем мы, отличается от того, что делают традиционные радиостанции.

Я. Л.: Причем отличается кардинально. Когда из медиабизнеса выходят прямые политические деньги, он очищается. Сейчас украинский медиабизнес не очищен, мы далеки от этого дня. Но процесс пошел.

Как только медиа уходит от политики, начинается бизнес, нормальная экономическая модель. У нас же сейчас ни один канал, ни одна станция, ни один холдинг, наверное, не может похвастать прибыльностью. Это дотационная сфера — как угольная промышленность, что очень нездраво, потому что медиа — это прежде всего развлечение и информация, то, что всем нужно, как хлеб. И в ней можно точно так же, как при производстве хлеба, зарабатывать деньги. Но сейчас в этой сфере их зарабатывают те, кто воруют и прогибаются.

 

Финансирование вашего проекта — только собственные средства? Когда вы должны выйти на окупаемость?

 

Я. Л.: Да, только собственные. Месяца через полтора. Я не шучу.

Д. Х.: Просто если месяца через полтора мы не выйдем на самоокупаемость, то… 🙂

 

На вещание радиостанции в интернете вам не понадобилось получать лицензию. Как вы думаете, как скоро государство может добраться до регулирования этой сферы медиарынка?

 

Я. Л.: При желании любой проверяющий орган в нашей стране — не знаю, как сейчас, но месяц назад точно — может закрыть любое предприятие за один день. Но на данный момент специального законодательства, регулирующего деятельность радиостанций, нет, и мы на рынке одни (в конце прошлого года в Украине запустилась еще одна онлайн-радиостанция — «Пюре», но основатели называют ее некоммерческой. — Ред.). Потому мы и машем флажками рекламодателям: смотрите, какой есть инструмент общения с интересной аудиторией.

Л. Ч.: Есть важное преимущество. Медиа, которое получает лицензию, обязано делать государству колоссальные отчисления, что сразу ставит его перед необходимостью больше зарабатывать, заполнять эфиры рекламой и т. д.

Я. Л.: Рано или поздно государство должно дойти до регулирования и этой сферы. Это произойдет, как только в этом бизнесе появятся деньги. И я надеюсь, что это будет довольно скоро. Должен сказать, что рекламодатели довольно живо отреагировали на наше предложение. Сейчас мы продолжаем устанавливать сотрудничество с ними.

Чтобы получить лицензию (на эфирное радиовещание. — Ред.), сегодня нужно 600 тыс. грн.

Л. Ч.: Эта цифра зависит от разных факторов, но в любом случае это очень большие деньги. И потом, когда включают рекламные блоки по девять минут, слушателю это не очень интересно, но медиа вынуждены соглашаться на большие объемы рекламы просто для того, чтобы выживать.

 

О том, как «Аристократы» планируют выстраивать продажи рекламы, об отношении к рейтингам, а также о том, каково после работы наемными медиаменеджерами оказаться в шкуре владельцев СМИ, читайте в продолжении интервью завтра.

 

Ангелина Безнесюк, Галина Петренко

Расскажите друзьям про новость