Леонид Цодиков: Наши надежды связаны с поиском контента, за который будут платить
Леонид Цодиков — менеджер с опытом работы в двух крупнейших на сегодня украинских издательских домах страны: ныне он является исполнительным директором UMH MediaLab, а еще несколько лет назад был генеральным директором «Сегодня мультимедиа».
«Редакторский портал» расспросил Леонида Цодикова о том, как зарождался украинский медиарынок, как появлялись и исчезали на нем газетные проекты, как проекты вливались в холдинги, о разнице между «быть издателем» и «быть менеджером», перспективах новых медиа и «старого» менеджмента в эпоху новых медиа.
До начала
— И вы изобрели газету?
— Не то, чтобы изобрел, но увидел, что ее нет: в Риге был городской классифайд, а в Донецке — нет. Так появилась газета объявлений «Салон Дона и Баса».
— Ходят легенды, что вы чуть ли не на печатной машинке печатали первые номера…
— Обижаете — на макинтоше. Это как раз был самый первый макинтош. Но поскольку верстальных программ для него не было, то мы тексты набирали, распечатывали, вырезали из бумаги, клеили, переснимали…
— Как строилась
— Мы тогда слов таких не знали. В смысле очень просто строилась — денег заработать.
— Ну хорошо: например, как вы выстроили распространение издания?
— Пришел я в «Союзпечать», они мне начали объяснять правила жизни — мол, кто ты и кто мы. Я понял, что эти правила жизни ко мне никакого отношения не имеют и ушел. Так мы никогда больше с «Союзпечатью» не работали.
Сели мы в гараже у моего товарища — у нас там редакция была — и подумали, ну надо же это
Так вот: у нас за месяц образовалось человек 150 — 200 желающих торговать газетой. Когда у нас тираж поднялся до 90 тысяч экземпляров, то мы приобрели
Была у нас интересная находка по ценообразованию. Это же еще при купонах все начиналось. Инфляция сумасшедшая. Надо было придумать, как мы выставляем цену. Рядом был гастроном. Мы туда заходили и смотрели, сколько стоит одно яйцо. И все знали, что газета равна по стоимости одному яйцу. И вся очередь вокруг грузовика это знала. Нас тогда уже было семеро. Мы дрожащими от мороза руками складывали миллионы в полиэтиленовый кулечек, потом забегали в тот же гастроном за бутылкой водки и шли ко мне домой считать барыши. Вот и вся
— По легендам, через вашу газету местные бандитики в
— Почему только бандитики? Да это был аналоговый фейсбук. Социальную функцию контента мы тогда
Была еще популярнейшая рубрика знакомств. Теперь этот бизнес называют dating.
В то время мы поняли, что, с одной стороны, надо
— Когда появилось ощущение, что в «Салоне Дона и Баса» одних объявлений мало, что нужны новости, аналитика — словом, настоящая газета?
— «Салон Дона и Баса» мы создали в
Чтобы вы понимали: с
В январе
— Почему вам пришлось продать издание СКМ?
— Что значит пришлось? Это нормальная история: продать проект — и, зафиксировав прибыль, понять, что все было не зря. Сколько ж можно жить с одним проектом? Другое дело, что сейчас… я все равно бы продал. В любом случае.
Но сейчас бы я взял паузу на полгода. А тогда слишком впечатлился идеей построить общенациональный холдинг, тем более я уже тогда понимал, что надо делать мультимедийную редакцию, уже съездил в Америку, посмотрел, как у них там все работает. Будущее вырисовывалось… Но вот сейчас я понимаю — надо было взять паузу. Надо было осознать все не на эмоциях, а на уровне разума. Любая перемена требует времени. Это не значит, что я поступил бы иначе. Но подход был бы другим. Возможно, я бы подумал о новом собственном бизнесе. Но даже не это главное. Психология собственника и психология менеджера — это разные вещи. И нет такого переключателя, чтобы в мгновенье ее переключить.
— Если вернуться к продаже: почему Ахметов, а не, например, западные инвесторы?
— Были и западные инвесторы. Но я продал Ахметову. При этом я реально считал и считаю, что он мог бы многое изменить в медиа. В принципе и сейчас еще может. Только медиа, как и, например, футбол требует особых подходов. А к медиа он относится не как к футболу.
— У вас нет ощущения, что
— Просто закончилось время смелых. Люди закончились, у которых осталось желание
— Как вы оцениваете тенденцию работать с зарубежными менеджерами. Вот вы с Гильермо Шмидтом работали…
— С Гильермо я как раз не работал, хотя компанию Innovation привел в Украину я. Когда я с ними познакомился в
— Это вы говорите о своих планах по конвергенции?
— Ну, такого слова не употребляли ни мы, ни они. Я говорил об интегрированных редакционных средах, они запатентовали слово «information engine» («информационный двигатель»). Если откровенно: они были нужны, чтобы придать всему проекту фундаментальную состоятельность.
А дальше все пошло вкривь и вкось, потому что они стали заниматься не только этим, а еще массой загадочных вещей. Их обязательства были не перед газетой «Сегодня», а напрямую перед СКМ, и поэтому все сложилось совсем не так, как я рассчитывал.
— И
— Все зависит от постановки задачи. Поймите, что есть работа консультанта. От тебя все время хотят
А вообще, я считаю, что приглашать западный менеджмент — это хорошо и грамотно. Потому что это привлечение опыта, экспириенса, которого здесь нет. Безусловно, наши менеджеры тоже могли бы получить такой опыт ведения бизнеса. Но на это уйдет время.
— Так
— Судя по результату — а развалили две газеты — неправильным.
Когда я заканчивал работу, инвестиции в газету «Сегодня» были только в строительство типографии. Мы построили типографию за полтора года, с зеленой поляны. Получили землю в Вышгороде, не заплатив ни копейки взятки. На каждой IFRA швейцарские архитекторы до сих пор демонстрируют нашу типографию.
Но в саму газету инвестиций не было. Они предполагались, причем должны были быть вполне реалистичными по объему. Не такими, как потом получилось. У меня принцип, поймите: я стараюсь не делать убыточных вещей. Убытки означают, что твой продукт не востребован. И до самого последнего момента моего пребывания в «Сегодня» газета убыточной не была.
Но я бы результаты своей работы оценивал не в деньгах, а в тираже. Когда я пришел в «Сегодня» в
Медиа — особая, тонкая вещь. Это не просто making money бизнес. Медиаменеджер должен иметь видение, стратегию. Гильермо, наверное, очень хороший человек и администратор, но человек, у которого не было никакого видения в медиа. Я бы его с удовольствием взял исполнительным директором, и он был бы на месте. Но в медиа нужен лидер, который понимает, куда плывет корабль.
— Когда в
— Тогда СКМ только формировался, его еще и не
— Мне
— Ничего не хочу говорить о Гужве, но слово «качественный» для меня было ключевым. Таблоид — это форма, качество — это суть. Я тогда был очень впечатлен некоторыми подобными проектами в Испании и Латинской Америке.
— А где во всем этом журналистика?
— В основе. Мы все это делали ради журналистики. В августе
— Буду откровенна: мне в «Сегодня» нравились маркетинговые решения, в газете были эксклюзивы, нравился упор на маленькие заметки. Но ведь газета была безумно тенденциозной…
— В медиа работает железное правило: какой у тебя главный редактор — таким будет и издание. Важнейшая роль издателя в медиа — это правильно выбрать главного редактора. Его надо
Например, я считаю, что успех украинского Forbes — это успех придумывания Володи Федорина в качестве главного редактора.
Если ко мне и может быть претензия, то вот она: я не придумал главного редактора для той газеты «Сегодня», которую хотел воплотить. Мне просто не хватило времени. А без главного редактора не бывает газеты.
— Сейчас вы работаете на УМХ. У вас нет ощущения, что вы переметнулись к конкурентам?
— Я работаю не на, а в УМХ. Прошло 6 лет после моего увольнения из «Сегодня мультимедиа». По всем контрактам я свободен. К тому же в УМХ у меня совсем другие задачи. Здесь я для того, чтобы реализовать в структуре холдинга функцию инновации. Как я уже говорил, для больших холдингов инновационные изменения — это достаточно драматичный процесс.
— Но почему не собственный проект?
— Я партнер в собственном стартапе — редакционная система управления созданием и публикацией мультимедийного контента — NewsMAN. Она уже оттестирована. Я люблю создавать программные продукты. Потому что это подобно строительству. Идеи быстро трансформируются в функции. Разработка практически закончена. Проект переходит в фазу организации бизнеса — продажи, маркетинг, внедрения. Точно знаю, что есть люди, которые сделают это лучше, чем я.
Энергия с возрастом трансформируется. Если раньше было больше делать, чем думать, то теперь уже больше думать, чем делать. Четыре года разработки NewsMAN — это было замечательное, хоть и не легкое время, новый опыт, крайне полезный.
Мне стало важно заняться