Кураж Базар как кейс интуитивного маркетинга: работает то, чего нет
22 Май 2017, 08:00

Кураж Базар как кейс интуитивного маркетинга: работает то, чего нет

Маркетинг-интуит Алена Гудкова о том, как превратить «фу»-барахолку в крутой ивент

Основательница «Кураж Базара» Алена Гудкова — еретик от маркетинга. Свой бизнес она строит на принципах, противоречащих тому же бизнесу. «Провести исследования перед запуском продукта? — Нет, я сделаю то, что нравится мне. — Не боитесь выйти в минус? — Деньги, материя с которой нужно легко расставаться».

Интервью с Аленой — кейс индивидуального подхода и особого видения маркетинга, основанного на интуиции и эмоциях. А еще того — как это сработало и превратило барахолку с репутацией низкопробности в место № 1 для киевской тусовки.

Виктория Лупенко
Сreative lead of client partner division в бизнес/медиа бюро ekonomika+

Что для вас стало концентрацией инсайтов или вдохновением, чтобы запустить «Кураж Базар»? 

Я смотрела на то, чего нет. Есть два пути: повторять или начать делать первому. Когда родилась благотворительная THE NEW OLD, которая переросла в «Кураж Базар», в Киеве не было классной барахолки, где люди могли бы потусоваться. 

В детстве меня завораживала атмосфера Сенного рынка со своей тусовочной субкультурой, а к созданию «Куража» подтолкнула поездка в Барселону. Никогда не упоминала об этом в интервью, но на местной барахолке я увидела парня в леопардовом пальто, который шел с чемоданом Louis Vuitton, остановился, раскрыл его и начал продавать шмотки. Я подумала: «Какой он счастливый, модный, крутой, он не стесняется продавать свои вещи, покупать такие же, тусоваться, пить сангрию. Хочу такое в Киеве!». 

Хорошо, в Киеве барахолки не было, но у вас то были бенчмарки? 

Я всегда равняюсь на клиента, и когда делала ивент, бенчмаркой был менталитет людей — я хотела угадать, что им понравится. 

Но! Также ориентировалась на собственный вкус. Я очень эгоцентрична в плане своих мероприятий и делаю, что нравится мне: не буду работать с теми, кто не соответствует моей системы координат или целого проекта. Для ближайшего «Кураж Night Market» мы заказали артиста, который стоит 2 тыс. евро, а сама организация обходится в почти 1 млн гривен — для нас это очень дорого, но я хочу подарить эту эмоцию! Не заработаю — ну и ладно, лишь бы в минус не вышли. Вот два флагмана — мой вкус и желание понравиться клиенту.

Чтобы вам отстроиться и от элитного секонда, и от низкопробного, нужно очень правильно подойти к позиционированию. Как рождался продукт? 

В этом году мы вернулись к изначальному позиционированию — «Помогать легко». Я хотела заниматься благотворительностью, но делать это, во-первых, весело. Подумала: «Приглашу всех классных людей, опинион-лидеров, попрошу их продавать ненужные вещи и отдать мне, сколько считают нужным. Соберем что-то — соберем. Не соберем — ну классно потусуемся». И вот что из этого вышло: за время нашего существования отдали для детей 2,4 млн гривен. 

Во-вторых, изначально было важно, чтобы это была барахолка. Большую роль играет концепция upcycling — вторая жизнь вещей. Для меня секонд — это не грязь. Я считаю, это классно. И вот это мы вкладываем в продукт — вторая жизнь вещей, помогать легко, тусоваться. У нас свой мир. 

Как нашли название? 

Мне нравилось понятие «кураж» — классное старое слово, которое редко используют, и сочетание «Кураж Бомбей» — они такие крутые! Надо было обозначить, чем мы занимаемся, поэтому сначала был «Кураж Маркет». Но тут осенило — базар! Ну конечно! Сейчас многие уже говорят «на кураже», и это классная такая игра слов: непонятно, то ли человеку просто весело, то ли он на «Кураж Базаре».

Так креатив весь на вас? Кто в команде за что отвечает? 

Да, ощутимая часть креатива на мне. Я задаю тематику и направление, но раз в месяц у нас творческие сессии, когда все вместе подбираем картинки для вдохновения и декорации. Развитие через визуализацию очень мотивирует. 

Сейчас в команде семеро. Есть моя ассистентка, она же WOW-менеджер, которая подбирает подарки для наших друзей, менеджер по площадке, менеджеры по фану и подбору участников. С этого года я взяла еще SMM-менеджера и PR-менеджера, и впервые у нас есть свой декоратор с потрясающим вкусом. Причем она сама написала, что хочет работать именно с нами, а для меня это иногда даже важнее профессиональных навыков. 

10-тысячное мероприятие — какие каналы обеспечили вовлечение аудитории? Как правильно их использовать?

Согласно нашему опросу — Facebook. Мы очень плотно работаем над постами, с опинион-лидерами, пробуем делать свой фотоконтент. 

Я строю коммуникацию всей команды на фидбеках. Первое, что сделала после пилотного «Куража», — спросила своих друзей в Facebook, что было плохо. Так люди знают, что мы их слышим. 

При таких масштабах не избежать негатива. С чем он связан чаще всего, и как правильно реагировать? 

Жестко негативных ситуаций у нас не было. В команде есть правило: проблема, решение которой стоит до 2 тыс. гривен, решается без моего согласования. Вопрос имиджевых потерь гораздо важнее денег, и я не позволю клиенту уйти в плохом настроении. Деньги — такая материя, которой нужно легко распоряжаться, чтобы они приходили. Я считаю, что негатив прятать нельзя — его нужно обыгрывать. Да, у нас есть карманники, как и на любом базаре, но мы об этом пишем: делаем большие красочные объявления с предупреждением. В конце концов, во Владимирском соборе тоже висит объявление «Осторожно, работают карманники».

Что будет с вами через 10 лет? 

Для того чтобы расширяться и ехать в другие города, мы должны быть идеальными здесь, наладить систему без стресса. Сейчас я бы хотела усилить наши позиции в Киеве, привлечь новую аудиторию, помочь детям, пригласить топовых артистов. Мне только стало комфортно: я вижу, как развивается моя команда, и наслаждаюсь этим. 

Есть ли в планах открыть свой магазин, как это сделали «Всі.Свої»? 

Мы думали делать комиссионку, но пока нет инструмента реализации и подходящего человека. Я люблю стартап в людях — не человека ищу под идею, а идею под человека. 

Чек-лист: как бренду увидеть нишу и сделать бизнес на том, что, казалось бы, непривлекательно? 

У меня очень хорошо развита интуиция, что сработает, и для меня барахолка не была непривлекательна. Слава богу, что я никого не спрашивала, а просто взяла и сделала. 

Я бы посоветовала людям, которые не занимаются наркотиками, оружием или другими нелегальными вещами, обращать внимание на то, что нравится им самим. Человек должен делать так, как хочется ему, и тогда он точно соберет свою публику.

                                                                АЛЕНА ГУДКОВА НА КУРАЖЕ 

Расскажите друзьям про новость