Кто и чему будет учить в «Школе главных редакторов UMH». Лекция 1: Стандарты и этика в журналистике
Мультимедиа группа UMH несколько дней назад объявила о наборе в школу главных редакторов. Обучение в ней будет проходить в форме шести лекций, которые раз в неделю будут читать известные в медиасреде редактора. Акцент будет ставится на стандарты работы в деловом сегменте как в принте, так и онлайн.
UMH инициировала этот проект с одной стороны, чтобы нести «правильные стандарты» журналистики в массы, с другой, узнать от журналистов-студентов школы «чем дышат» другие издания, и с третьей — подготовить пул возможных кандидатов для работы над новыми проектами UMH, Холдинг вскоре планирует создать «интернатуру» для журналистов, где бы те могли пройти предварительную практику, прежде чем попасть в штат.
Первая лекция в рамках обучения в школе главных редакторов состоялась вчера, 22 марта. А проводил ее Виталий Сыч ‑ главный редактор общественно-политического еженедельника «Корреспондент». Виталий попытался дать квинтэссенцию американских (и европейских) «Стандартов и этики в журналистике» в виде 10 советов.
Его рекомендации направлены на построение репутации издания и доверия к нему, без которых не будет рейтинга и аудитории — основных факторов финансового успеха коммерческого издания.
1. Журналист должен представлять интересы только своего издания и никого больше (партии, какой-либо компании или организации). Да здравствуют честность, объективность и незаангажированность!
2. Рекламодателям нельзя позволять влиять на содержание издания. Хотя от их бюджетов во многом зависит судьба издания, если писать статьи под него, то издание потеряет доверие читателей, а рейтинг упадет, и реклама соответственно перестанет быть эффективной — об этом и нужно заявлять рекламодателю и сохранять беспристрастность в материалах.
3. Мнения и оценочные суждения нужно отделять от фактов. В статье журналист подает фактический материал, не давая никаких оценок и не проявляя эмоций. Для этого есть спецрубрики или блог.
4. Не представляйте свои статьи и фотографии на визирование источникам. По негласному закону никто не должен видеть статью до выхода издания из печати. Исключение составляет прямая речь — цитаты и интервью желательно дать на согласование. Но: если пресс-секретарь политика, у которого вы взяли интервью, переделал на 70% записанное вами, то грош цена будет этому материалу. Соглашайтесь на правки оговорок, опечаток, внесение дополнений. Если написали на тему, в которой плаваете, уточнитесь у источника (другого специалиста) дабы избежать глупостей и нестыковок — подорвете авторитет и свой, и издания.
5. Не обманывайте людей ради получения информации. Если вы не представились журналистом и пытаетесь заполучить какую-то информацию, ваш источник может безответственно отнестись к тому, что говорит. Исключением из этого правила являются журналистские расследования.
6. Не подгоняйте статью под свою гипотезу. Если в ходе написания статьи вы поняли, что сенсации не будет, лучше все таки подать статью в том разрезе, который вырисовался. Пусть статья будет не такой резонансной, как вам хотелось, но если вы притянете за уши факты, обманете читателя ‑ он перестанет вам доверять.
7. Материал должен быть взвешенным и представлять точки зрения всех заинтересованных сторон. Не получается узнать мнение всех сторон, лучше снять статью, чем представить информацию однобоко и испортить себе репутацию.
8. Взятки неприемлемы никогда, подарки — если взамен их даритель требует от вас изменений в контенте тоже. Поездки за счет рекламодателя аналогично: если от вас требуется результат, который будет неинтересен читателю. Одно дело написать об автосалоне в Токио и совсем другое о том, как японский автопром восстанавливается после землетрясения.
9. Не злоупотребляйте анонимными источниками, ответственность-то за напечатанное лежит на авторе и претензии, если что, предъявят именно к вам, а крыть будет нечем.
10. В своих статьях пишите правду и не бойтесь нанести ущерб чести и достоинству тем, кто их все равно замарал.
О том, что рассказал Александр Крамаренко, главный редактор журнала «Деньги», на лекции 2: «Работа с источниками экономической информации: как находить, как пользоваться, как перепроверять», читайте ровно через неделю.