Кризис идей или как разбудить креативность
21 Ноя 2013, 13:44

Кризис идей или как разбудить креативность

Именно креативность, способность на основе старого создавать новое, признана основным драйвером экономики 21 века

Кризис идей или как разбудить креативность

Развитие общества напрямую зависит от креативности и инновационности: изобретение колеса, парового двигателя, теория относительности Эйнштейна, открытие двойной спирали ДНК распахнули перед человечеством новые горизонты. Именно креативность, способность на основе старого создавать новое, признана основным драйвером экономики 21 века

Сегодня креативность или способность творчески нестандартно мыслить является одним из главных конкурентных преимуществ успешных компаний. В 2010 году журнал BusinessWeek ввел новый термин "креативная экономика", то есть экономика, основанная на интеллектуальной деятельности, которой свойственна систематизация существующих знаний, генерация новых идей и использование высоких технологий для инноваций. Креативность — это актив, не только отдельных личностей, компаний, но и наций. И именно сейчас, когда креативность наиболее востребована, способность общества к созиданию падает.

Опрос, проведенный по заказу Adobe® в 2012 г., показал, что в своей ежедневной работе сотрудники используют в лучшем случае только 25% креативности. Американские детские психологи, исследовавшие способность к творчеству у детей на протяжении 50 лет, отмечают значительное падение уровня созидательности у детей от 5 до 11 лет, что в будущем приведет к еще большему дефициту креативности.

Если говорить о креативных индустриях, таких как маркетинг, коммуникационный консалтинг, дизайн, то здесь способность к оригинальному мышлению, нестандартному подходу к решению задач является основополагающим. В исследовании, проведенном The Holmes Report в 2012 г., отмечено, что компании, пользующиеся услугами консалтинговых агентств, не удовлетворены уровнем креативности консультантов.

Что же такое креативность с точки зрения коммуникационного консалтинга? И как проявляется креативность в рабочих процессах коммуникационных агентств? Если задать этот вопрос представителям различных профессий и направлений отрасли, мы получим множество ответов, которые можно объединить в единую формулировку: оригинальный взгляд на обычные вещи.

 


Обладая способностью посмотреть на обычные факты, события, аргументы, связи в другом преломлении, консультант способен "продать" журналисту идею, написать интересный пресс-релиз, придумать оригинальное мероприятие, "зацепить" потребителя или партнера, инициировать дискуссию. Именно эта способность позволяет нам создавать Big ideas и уникальный контент.


 

В чем же причина такого явления? Почему самая творческая отрасль испытывает кризис креативности?

Одно из заблуждений — считать, что способность к творчеству — это исключительно продукт генетики. Творчество — это сложный процесс, который задействует оба полушария и различные доли, в данном случае деление на лево- и правосторонних — неактуально. Последние исследования доказывают, что способность к созиданию — это сочетание таланта и среды. Существует множество различных определений так называемых "убийц креативности": это и отсутствие мотивации, подмена креативности эффективностью, стрессы и напряженная обстановка на рабочем месте, уныние, ограничения, нехватка времени, прессинг.

А, может быть, все намного глубже? Ученые, работающие с детьми, считают, что детская креативность падает за счет того, что дети перестали играть в реальной жизни. Книги им заменили фильмы и комиксы, игры — компьютерные технологии, в этом мире не осталось места для фантазии, следовательно, не развивается способность к творчеству. Если принимать во внимание данные исследования, то нас ожидает глубокий кризис креативности, нехватка идей и ресурсов на глобальном уровне. Но в наших руках создать рабочую атмосферу, максимально способствующую раскрытию креативности. Часто даже в креативных коллективах достаточно одного неверного слова во время брейнсторминга, чтобы погасить творческую искорку в глазах сотрудников и свести усилия группы к нулю. На западе — брейнсторминг является одной из технологий, для использования которой требуется специальное обучение. Я часто сталкиваюсь с проблемой, когда новый сотрудник, претендующий на высокую позицию, совершенно не знает правила ведения мозгового штурма, а ведь именно во время брейнсторминга рождаются самые яркие идеи.

Правильное ведение мозгового штурма и идентификация "убийц креативности", перечисленных выше, возможно, помогут вам выйти из творческого кризиса, ведь процесс рождения идей, столь жизненно важных для коммуникационного консалтинга, может быть стимулирован с помощью создания максимально комфортной рабочей атмосферы и профессионального менеджмента.

Маргарита Середа

Расскажите друзьям про новость