Корпоративная социальная ответственность — ожидание общества от бизнеса на определенный момент времени. Однако ее, вероятно, оправдано, путают с благотворительностью и кампаниями, ориентированными на решение оперативных вызовов. И, несмотря на то, что последние очень нужны, понять разницу — ценно. Ведь КСО носит стратегический характер. Хорошо объяснить ее суть помогает пирамида Кэрола, раскладывая ожидания общества от бизнеса на кластеры. Сфокусируюсь на двоих — экономическом и филантропическом.
Маску следует одеть сперва себе. Экономический — основополагающий кластер КСО
Как ни странно, начинается все с прибыльности, ведь только тогда у компании есть ресурсы для продолжения деятельности, стимул развиваться и инвестировать. Компания может удерживать и развивать команду, выполнять обязательства перед партнерами, поддерживать сообщество. Лишь 15% процентов отечественных бизнесов завершили 2022 год с прибылью, при этом значительно больший процент реагировал на социальные вызовы войны. Следовательно, делали больше, чем могли, и это вызывает восхищение. Но те бизнесы, которые пусть и не помогали, но продолжали работать, делали очень много.
Давать востребованный продукт — тоже ответственность
Изготовление востребованных товаров, тем более, несмотря на сложности войны, — тоже проявление социальной ответственности. Среди таких товаров корм для животных. Kormotech выполнил большинство обязательств перед партнерами и даже покрывал дефицит в продукте конкурентов в 2022 году. Тысячи животных получили любимую пищу благодаря командам и партнерам, которые доставляли их в сверхсложных условиях. В то же время, наши бренд-маркетологи продолжили изучать потребности клиентов. Желание беспокоиться о здоровье любимцев и побаловать четвероногих никуда не делись. Поэтому даже в такое время разработки новых продуктов мы не останавливали. Конечно, такая ситуация не в каждом бизнесе. Однако если сейчас есть возможность балансировать, это будет хорошим фундаментом на будущее.
Быть эффективным в добрых делах
Если наша компания обеспечила базовые уровни КСО, указанные выше, можно задуматься о чем-то большем. В противном случае мы будем ходить от кампании к кампании. В Kormotech это изменить культуру отношения к животным в Восточной Европе. Мы сформулировали его, ответив на вопрос, что мы можем сделать за пределами превосходного продукта, выгодных условий сотрудничества, уплаты налогов. Исследовав с местными властями и общиной, что только во Львове 86% бездомные животные являются бывшими домашними, мы решили действовать. Восточная Европа имеет схожую проблематику. Это стало нашим знаменателем.
Война сместила все проритеты. Начали мы спасать животных еще в 2014, однако в других масштабах. Save Pets of Ukraine, инициативу национального характера мы начали через неделю от полномасштабного вторжения. Единственным KPI на старте было «спасать». Через год мы построили сеть координаторов, которые эффективно доставляют помощь в самые горячие точки и прозрачно отчитываются. За счет этого мы и доноры инициативы ясно понимаем, кто получает помощь. Эта система позволила распределить свою помощь и привлечь более $3 млн пожертвований в 2022 году от доноров. Далее мы провели исследование — первая Всеукраинская перепись приютов и зооволонтеров. Здесь обнаружили количество операторов, которые опекаются бездомными животными в Украине, животных и объем необходимой помощи. В то же время, мы выявили и качественные аспекты. На всех данных мы выстроили программу на 2023 год. Этот SMART позволяет нам фокусироваться и понимать, как мы двигаемся по заданной цели.
В первом квартале 2023 года мы начали программу «Патронажа приютов», которая имеет цель системно поддерживать убежища для устройства животных в семьи. Пилот позволил нам пристроить 30 животных. Это пример того, как мы реагируем на вызов, не забывая о стратегическом приоритете.
Также важно отметить, что основав Save Pets of Ukraine, мы запартнерились с ОО “Елемент Життя” в Украине, которые обеспечивают операционную деятельность инициативы, и литовским фондом U-Hearts, который является нашим ключевым донором. Kormotech обеспечивает супервидение, финансирует административную деятельность операторов инициативы, предоставляет свой продукт на гуманитарные цели и, что немало важно, создает информационные форматы, чтобы тема животных и как улучшить ситуацию с ними оперативно и стратегически, не исчезала с радаров. Последнее, что мы сделали — издали книгу на украинском и английском языках, которая рассказывает о войне в Украине глазами людей и животных.
Резюмируя, КСО неожиданно для многих начинается с базовых вещей. Продолжать работать и производить востребованный продукт — это основа. Далее можно системно разрешать социальные вызовы. И это вполне можно делать эффективно, если выбрать свою нишу и надежных партнеров. Потому что сам в поле и здесь не воин.