Чего хотят от пиарщика, можно почитать в каждой вакансии:
— создание (с подрядчиками) и публикация контента для корпоративных и внешних медиа (текстовых, аудио, видео: от сайтов и соцсетей до подкастов, инфографик, презентаций);
— разработка инфоповодов и их продвижение в инфопространство среди нужных аудиторий;
— мониторинг СМИ;
— участие в подготовке мероприятий;
— работа с негативом, антикризисные коммуникации.
Это основные поинты, которые прописываются в 90% вакансий PR-менеджера. В большинстве случаев компания, HR и даже, при наличии таковой, уже существующая команда пиарщиков понятия не имеют, чем будет заниматься новоприбывший специалист, чем он действительно будет им полезен, что ему стоит поручать, а что — нет.
Более того, в направлении PR всё вертится вокруг да около:
— диджитал-медиа с количеством посетителей в месяц, которое не отображает даже SimilarWeb;
— журналистов с образованием учителей украинского языка;
— бесконечных правок статей, результативность которых, с правками или без правок, не отличается;
— усилий и времени на создание какой-то особой системы внутри организации, которая в итоге приводит к хаосу.
Всё это в итоге гасит свет эффективных паблик рилейшнз. Нет сомнений, что можно годами отсиживаться в пресс-отделах, фоткать ивенты компании на мыльницу, два раза в неделю делать какой-то копипаст постов в фб про организацию и быть довольными тем, что вы трудоустроенный человек. Конечно, этот материал не для таких. Он для беспринципных. Не потому что гордых, а потому что прагматичных и эффективных.
Среди пиарщиков есть все виды психологических типажей людей: интро- и экстраверты, холерики и флегматики, консерваторы и новаторы, левые и правые, двоечники и медалисты, тусовщики и одиночки. Выпуклая картинка мира стрессует людей. Но это природный процесс эволюции.
Мой подход — найти для себя такое пространство для развития, что никогда нельзя будет сказать, что я забронзовевший специалист. PR-направление — работа не только с людьми, а и с системами. Новости, биг дата, интернет, цифровые технологии.
Фишки, которые делают работу пиарщика эффективнее и приятнее:
О том, где вы живёте, что и кто вас окружает, зачем вы здесь, какие риски и что нужно для их предотвращения. Без контекста делать какие-то выводы невозможно. Постоянная актуализация. Пиарщик не может жить в идеальном мире.
Есть те, кто попал в профессию не потому что порог входа низкий, а потому что эти люди реально пришли в сферу в соответствии со своими принципами, идеологиями, которые являются отражениями их опыта, рефлексий, тщательного анализа, сравнений, экспериментов. И затем, когда кто-то скажет, что «в пиаре так не делается», при наличии своей позиции не возникнет и мысли подстроиться под так, «как нужно». Ведь опыт прожить — это не учебник прочитать.
Когда у вас есть позиция, вы константно, пусть даже пассивно, к чему-то идёте, что-то поддерживаете, и против чего-то боретесь. Есть «эффект подковы», когда правый и левый полюса всегда ближе друг к другу, чем к центру. Этот образ показывает, что люди с позициями, пусть и противоположными, по темпераменту, глобальному мировоззрению, по оценкам событий жизни — ближе друг к другу, чем толерантные со всем и всеми, относящиеся ко всему одинаково никак. Позиция — это очистка от лишнего и взятие более чистого ракурса.
Помимо пиара, я с юного возраста погружалась в тематику фейков, дезинформации, пропаганды, проходила и проводила тренинги, мне задавали вопросы, я давала на них ответы или говорила, что пока не могу дать ответ. Моё убеждение, что профессиональный пиарщик ну просто не может не быть прокачан как в пропаганде, так и в контрпропаганде, как в белом, так и в жёлтом, красном, зелёном, сером и чёрном пиаре. Если не сам (так как это богатый опыт — перепробовать все цвета), то пускай даже наблюдения за тем, как это делают другие, анализ и делание выводов ещё тоже никто не отменял. Разве в открытом информационном пространстве мало примеров разных видов пиара, пропаганды, информационных войн? Сравнивайте, как и о чём пишут/говорят/показывают СМИ Украины, России, Беларуси, Великобритании, США. Какие там фрейминги, контент-анализ, заголовки, тематики, картинки, информационная политика, эмоциональная окраска, противодействующие стороны. Что такое virtue signaling, насколько разной бывает социальная и благотворительная деятельность. Осознавайте реальные причинно-следственные связи, оценивайте процентное соотношение, выдвигайте гипотезы и проверяйте их.
Да, вас могут не читать. Да, вы можете быть неинтересны. Такими же бывают и медиа. Но то, что вы — часть инфопространства — это факт. И все ваши данные уже сохранены. Практика показывала не раз, что в любой момент к персоне могут зайти в гости, ткнуть в любой пост или комментарий под статьёй и принять меры. Вы можете усиливать или уменьшать своё влияние. Экспериментируйте, пробуйте разные варианты и форматы месседжей. Думайте не только об улове, а и о рыбалке.
Потому что, опять-таки, из них складывается позиция, они рисуют картину мира. Использование определённых шаблонов при принятии решений, оценке ситуаций по отношению к людям, событиям, тенденциям не предполагает, что исключений не существует. Но, формируя общую картинку, мы не можем сначала говорить о единичных исключениях, не поговорив об общих тенденциях — коими и есть те самые «шаблоны», «ярлыки». Тезис, что мужчины сильнее женщин, очень не понравится феминисткам, но это не отменяет физиологически заложенных предпосылок для большей силы мужчин. Среднестатистический мужчина сильнее среднестатистической женщины. Это шаблон? Да. Определяет ли он картину мира? Да. Мы можем найти примеры суперсильных женщин и мегаслабых мужчин, но глобальный рельеф карты нашего мира от этого не изменится. Это лишь примитивный пример.
Понимание, выходящее отсюда, — «чёрное» и «белое» действительно существуют, помимо бесконечных оттенков «серого». Я согласна, что это непростой путь и шаг для принятия, ведь рациональные шаблоны тоже нуждаются в анализе и рефлексии — поэтому социуму проще сказать, чтобы мы не пользовались шаблонами, «ведь мир очень и очень дайвёрсити», «шаблоны вызовут межнациональную вражду», etc. И, тем не менее, весь маркетинг, политика, донэйты построены только на шаблонах. И то, что они приносят пользу человечеству, подтверждает — шаблоны не есть зло. Важно не быть консервами — открывать мозг и выводить его на свежий воздух.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Управленческая эрозия, административный восторг: топ-10 ловушек пиарщика
В любых форматах: чтиво, видео, подкасты, таблицы. Это не художественная литература, не учебники об успехе, не кейсы миллиардеров, не курсы о феминизме, не бестселлеры, как кто-то покорил гору, собрал лидов на стопятьсот-ка-долларов, наладил отличные взаимоотношения со всеми вокруг — от журналистов до соседей по лестничной клетке. Есть контент выше, важнее и стабильнее всего вышеупомянутого.
— Читайте словари: украинские, русские, английские и других языков. Орфографические, толковые, фразеологические, синонимов-антонимов-омонимов, сокращений.
— Узнавайте значение метафор, идиом, диалектов, терминов, неологизмов, архаизмов, в своём и других народах, толковое значение как можно большего количества слов и фраз.
— Интересуйтесь клише и интернет-мемами, тем, что пишется в кавычках и понимается узкими кругами инсайдеров между строк.
— Узнавайте факты и кейсы истории, а не только субъективные рассказы экспертов, оперируйте цифрами и цитатами — можно и в оригинале. Пэр аспэра ад астра.
— Как пиарщик, как технолог смыслов и месседжей, вы можете внедрять новые собственные термины, фразы, аргументировать важность их внедрения в общий лексикон, распространять значение.
Чувствуете этот огромный потенциал?
Он закрыт? Он понимаем? Он под контролем? Нит? Страха нет в двух случаях: когда вы ещё не знаете ничего и когда вы уже знаете всё. Когда есть частичное знание, додумывание, фантазии, мечты, надежды, опасения, иллюзии, — это не просто страх, это реальный ужас, смертельно опасный.
Находясь на промежуточном этапе, можно поиграть с когнитивно-поведенческой терапией. В силах и минимальных потребностях каждого приготовить себе сендвич на покушать, в таких же силах и потребностях каждого понастраивать, как гитару, свои взаимосвязи между цепочкой мыслей, ощущений и поведения. У пиарщиков часто присутствует страх потерять клиента, партнёра, подписчика, часть аудитории. Этот страх — тотальная антиэффективность. Пиарщики должны прежде всего для себя понимать, какими источниками информации можно и стоит пользоваться, какие СМИ, госорганы, официальные документы использовать как базы данных с правдивой фактической информацией, какие — как источник анализа и актуализации формата пропаганды в мире и т.д. Тогда же получится обрести новые и более правильные смыслы.
Не пускайте дела на самотек. Старайтесь разбираться в каждой сколько-нибудь неоднозначной ситуации. Это способ избегать фатальных ошибок и неприятностей.
Пиар — это не спорт. Пиар на скорость, количество — это не мой подход. И, тем не менее, важность держать себя в форме, или хотя бы держать в уме тот самый волшебный понедельник, с которого всё начнётся, сложно переоценить.
Кавер — Unsplash
Гифки — GIPHY