Мы с компанией, наверное, первые начали открыто говорить о коррупции на тендерах и идти против системы и решений государственной власти. Во время этой PR-кампании мы старались быть толерантными, но в некоторых ситуациях наши коммуникации обретали жесткий характер. Все понимали, что если не будем отстаивать интересы компании, то все так и замнется. Коррупция будет и дальше процветать, откаты поделятся, чиновники выиграют, а бизнес и население снова проиграют. Мы не хотели соглашаться с результатом полная ЗРАДА. И таким образом, начали активно коммуницировать каждый наш шаг. В итоге, результаты тендера отменены победой в Антимонопольном комитете, а наша компания становится победителем, и даже запрет суда на подписание контракта нас не остановил, мы его оспариваем и выигрываем.
Теперь за больше чем полгода борьбы я могу выделить 7 ключевых советов для пиарщиков и руководителей компаний:
1. Контролируйте информационный поток. Ваша позиция, комментарий должны быть в каждом материале по теме. Вы должны сами инициировать информационные материалы. Постоянно должны мониторить ситуацию в информационном пространстве, что пишут СМИ, какие свежие комментарии появились в социальных сетях. И тут же, ежесекундно реагировать.
2. Не стесняйтесь и защищайтесь. Допустим, вышла негативная новость. Оперативно предоставьте комментарий журналисту, опубликуйте свою позицию на всех ресурсах компании. Вы можете вызвать новую волну публикаций и реально заглушить тот, недавно появившийся негатив. Со временем так у нас и получилось. Негативные для нас публикации исчезли. Особенно в этом помогли журналисты, которые специализируются на расследованиях. После их сюжетов весь интернет и социальные сети заполнились неприятными фактами о деятельности конкурентов.
3. Будьте открытыми. Как я уже сказала, мы сообщали о каждом нашем шаге. Если подавали жалобу или не были согласны с позицией участника процесса – максимально оглашали об этом в СМИ и социальных сетях. Будьте готовы показать и рассказать больше – собственников, офис, финансовую отчетность и пр., чтобы журналисты были на вашей стороне. Мы приглашали телеканалы в офис и давали полную свободу – говорить со специалистами или отснять любой уголок офиса. Благо у нас красивый офис, и оператору это приносило огромное удовольствие.
4.Не молчите. Это самое главное правило в антикризисных коммуникациях. Когда вы молчите или ваше «без комментариев» воспринимается так, как-будто вы что-то скрываете или вы виноваты.
5. Планируйте. Продумывайте стратегию наперед, заранее обдумав следующий шаг вашего оппонента. То есть, вы должны быть готовы к самому худшему сценарию развития событий. Обязательно нужно, это просто необходимо, обзавестись знакомыми, которые смогут вовремя шепнуть на ухо. Благодаря дружбе с разными людьми из сферы мы знали о планах нашего, скажем так, соперника.
6. Будьте проактивны и на шаг впереди. Бывало и такое, что приходили на пресс-ивент нашего оппонента, даже если нас туда не приглашали, сообщали свою позицию, раздавали пресс-релизы и приглашали к себе на пресс-конференцию.
7. Заинтересуйте журналистов. Одно дело инициировать публикацию или пригласить СМИ на мероприятие, но гораздо лучше, когда коллеги-журналисты, от которых зависит успех вашей коммуникации, следят за событиями и регулярно интересуются о ходе дела. Им не только искренне интересно, но они за вас болеют и переживают.
Успешных вам коммуникаций и не падайте в грязь лицом! А если вас туда бросили, то быстренько встали, очистились и дальше в бой 🙂