Прошел год с тех пор, как запустилась платформа Дія.Цифрова освіта. Мы оглянулись назад и вспомнили весь путь — с чего все начиналось, как развивалась платформа и каких результатов удалось достичь.
В прошлом году в Украине был заявлен вектор на диджитализацию страны.
Глобальная цель президента и правительства — за 3 года оцифровать абсолютно все государственные услуги. Суть диджитализации — кардинально изменить формат отношений между государством и гражданином. Потому что государство должно быть для человека только сервисом — простым, удобным, понятным. И невидимым.
Конечно, население нужно подготовить к этому шагу, особенно старшее поколение.
Большая трансформация начинается с подготовки и обучения. Поэтому Минцифра запустила масштабный национальный проект по развитию цифровой грамотности украинцев «Дія.Цифрова освіта». В рамках проекта используется инновационный формат обучения — образовательные сериалы с участием экспертов и селебрити. Потому что классические онлайн-курсы были бы неэффективными для целевой аудитории. Выбрана именно технология «эдьютейнмент» — сочетание развлечения и обучения. Минцифра полностью координирует проект, привлекая украинских и международных партнеров. Проект поддержали около 150 партнеров.
Наша история началась с того, что мы загорелись стать частью проекта, и по итогам тендера получили возможность найти и реализовать техническое решение.
Курирует проект заместитель министра цифровой трансформации по вопросам евроинтеграции — Валерия Ионан.
Валерия так качала этот проект и задавала такой невероятный темп, что все вокруг горело! Это был первый госзаказчик, которого не мы пинали, а нас. Команда Минцифры отвечала на письма в течении часа. Такого оперативного фидбека нет даже у самых прогрессивных стартаперов.
Во время работы столкнулись со многими трудностями.
Самым сложным было сделать этот продукт интересным, удобным и простым одновременно. Говорить на понятном для ЦА языке. Не спугнуть дизайном и сложным интерфейсом новичков в онлайн-обучении.
Сделать так, чтоб даже бабушка разобралась.
Помним, было трудно и непонятно, как придумать механику авторизации.
Мы все уже привыкли логиниться через имейл, соцсети или bank ID. Но для старшего поколения это неизвестные слова. Ведь у них их нет). Долго искали другое решение. И внедрили максимально простое — авторизацию по номеру телефона. Сейчас мобильный есть даже у бабушки в селе.
Логика такая: вводите номер телефона и приходит смс-ка с кодом подтверждения. Помним, как тестили все на своих родителях:)
На случай если все еще непонятно куда вводить и кликать — мы сняли видео о том, как это работает. И разместили его рядом с полем регистрации, чтоб человек не растерялся.
И еще в качестве контрольного — оставили телефон горячей линии поддержки, чтоб человек мог позвонить, если у него не получается авторизоваться.
Для нас было критически важным, чтоб он смог войти внутрь и посмотреть первые уроки. Тогда дальше он сможет двигаться по платформе сам.

Потом был официальный запуск платформы Дія.Цифрова освіта. Проект презентовали президент Украины и премьер-министр.
В первый день, по данным Минцифры, нагрузка на серваки подскочила с 16% до 82%.

Онлайн-платформа — это живой продукт, поэтому всегда есть что улучшать и совершенствовать. Мы предусмотрели это сразу и заложили время на доработку.
Потом начинается карантин и переход в онлайн. У нас бум регистраций и посещений. А Минцифра оперативно выпускает курс для онлайн-работы учителей. И уже за первый день его проходят 5 000 человек.
Минцифра словно посмотрела в будущее, поскольку официальный релиз платформы был в начале февраля. Как раз перед тем, как все массово ушли на дистанционную работу и учебу.
Интересно, как сайт наполнялся контентом.
Сначала на платформе Минцифра разместила 3 курса:
- три сезона про базовые цифровые навыки;
- цифровая грамотность для учителей;
- курс для родителей о безопасности детей в интернете.
Эти категории были выбраны как самые чувствительные и как те, что в наибольшей степени требуют поддержки государства.
Это не классические курсы, а обучение в виде образовательных сериалов. Это не просто нудные видео, которые читает ментор —говорящая голова на экране. Кроме экспертов, задействованы хорошо знакомые и близкие целевой аудитории селебрити. Например, для первых образовательных сериалов были приглашены: Ольга Сумская, Надежда Матвеева и Руслан Ханумак.
Далее линейка продуктов расширялась, и каждый из проектов воплощался при поддержке украинских и международных партнеров. Ведь тут нет государственного финансирования. Минцифра фактически занимается фандрайзингом — ищет партнеров под каждый образовательный сериал. Каждый продукт на платформе — это большая партнерская история. И чтобы он воплотился, должны совпасть тема и партнер, который готов поддержать эту тему.
Первым среди компаний присоединился Киевстар и поделился курсом по мобильной грамотности «Смартфон для родителей». Потом при поддержке Google появился курс по цифровой грамотности для госслужащих. И пошло-поехало курс за курсом: оплата коммуналки от сервиса Portmone, как стать Youtube-блогером от компании Цитрус, цифровые деньги от НБУ и Приватбанка, кибербуллинг от Unicef и много других образовательных сериалов по разным направлениям.
Сейчас, в феврале 2021 года на платформе доступно уже 50 образовательных сериалов.
Первые 100 000 регистраций каждый из партнеров отпраздновал 30 марта. Спустя почти 2 месяца с момента запуска проекта.
В следующей версии 2.0 Минцифра поставила перед нами задачу допилить доработки, запустить словарь интернет-сленга и добавить геймификацию.
Чтобы пользователю было интересней и увлекательней учиться на платформе мы внедрили рейтинг пользователей и ачивки. Это уникальные нетривиальные награды со сложной, тщательно продуманной механикой.


А для того, чтобы создать комьюнити для «своих», на страницу каждого курса был добавлен фейсбук-чатик для общения участников.
Продолжаем работать над платформой и дальше. 2 ноября 2020 года зарелизили новый раздел Цифрограм. Это первый общенациональный тест по цифровой грамотности.
Он позволяет проверить свои знания и навыки в 6 сферах:
- основы компьютерной грамотности;
- информационная и медиаграмотность, умение работать с данными;
- создание цифрового контента;
- коммуникация и взаимодействие в цифровом обществе;
- безопасность в цифровом обществе;
- решение технических проблем, обучение на протяжении жизни в цифровом обществе.

После прохождения теста вы получаете сертификат с детальной расшифровкой по каждой сфере. Это дает возможность увидеть свои сильные и слабые стороны. А платформа сразу порекомендует вам к изучению курс согласно ваших результатов. Кроме того, вы можете прикрепить этот сертификат к своему резюме на robota.ua, jooble и work.ua.
Проверить свои знания и получить сертификат можно по ссылке.
В итоге за 1500 часов разработки мы накодили продукт, которым уже пользуются 464 786 украинцев.
69% из них уже прошли хотя бы один курс и получили сертификат об окончании.
79 334 человек проверили свои знания с помощью теста Цифрограм
*данные на момент 15 февраля 2021 года.
И всегда приятно читать отзывы пользователей: как курс им помог, чему обучил. Они так забавно пишут: “Здравствуйте, уважаемые разработчики… Простите, что пишу в такой поздний час..” 🙂
Помним историю преподавателя университета. Во время карантина, когда все перешли на удаленное обучение, их обязали проводить уроки онлайн. Но никто не обучил и даже инструкций не дал, как там работать. Администрация просто открестилась, но отчеты о выполнении требовала.
А вот Дія.Цифрова освіта очень помогла тогда.
Минцифра оперативно делится с нами отзывами и пользовательским экспириенс, чтоб мы сразу могли видеть реакцию людей и живую обратную связь для улучшения продукта.


А в соцсетях гуляли посты и от продвинутых пользователей:)


Конечно, 3 месяца — это нереальные сроки для такого проекта.
Техлид оценивал задачу на 6 месяцев, а нам дали только 3. И особенность проекта в том, что дедлайн нельзя было сдвинуть ни на день. Ведь дата официального запуска была зафиксирована.
Мы оцениваем и эстимируем эту задачу с точки зрения разработки и технических сложностей. Но Минцифра смотрит на это иначе — с точки зрения государственных изменений.
Особый драйв нашей команде задавал масштаб проекта и легкость общения с Минцифрой. Вопреки стереотипам, для нас они стали первой государственной единицей, с которой супер быстро и комфортно работать. Они слушают и слышат, дают качественный фидбек, делятся отзывами пользователей и приятно удивляют скоростью принятия решений.
В каждом “мы” нашей истории заключены все участники процесса — прежде всего, команда Минцифры и все партнеры.
Приятно наблюдать за тем, как трансформируется наша Украина. Рады, что этот проект привлек и объединил так много неравнодушных. Круто, что благодаря ему жизнь людей становится комфортней, насыщенней и интересней.
Ах да, теперь наши мамы гордятся нами еще больше))