Как подготовились к ЧМ-2010 крупнейшие рекламодатели
Главное спортивное событие лета — чемпионат мира по футболу 2010 года в ЮАР — традиционно привлек внимание болельщиков и сопутствующей коммерческой атрибутикой. Уникальный мяч Jabulani от Adidas, танцы от Coca-Cola, алюминиевое пиво от Budweiser и шедевр от Nike завершили рекламный чемпионат мира. Впереди настоящий футбол.
Футбольные соревнования европейского и мирового уровня уже давно закрепили за собой статус самого знакового события в мире спорта. Конкуренцию по количеству зрителей им составляют разве что Олимпийские игры, да и те в последнее время стали сдавать свои позиции.
Специалисты ФИФА не раз отмечали, что помимо футбольной стороны вопроса, ЧМ затрагивает и другие не менее важные аспекты жизни, в частности экономические. Для страны, которая проводит чемпионат, это отличный шанс улучшить инфраструктуру, построить новые стадионы и принять миллионы туристов. Например, в этом году ФИФА прогнозирует до одного миллиарда чистой прибыли от коммерции.
Ближайший чемпионат в ЮАР, как и полагается событию такого масштаба, станет важнейшим этапом в жизни футболистов, болельщиков, политиков, спонсоров ЧМ и, конечно же, рекламщиков.
Надо сказать, что футбольная реклама заняла особое место в рекламной индустрии прежде всего потому, что вызывает наименьшее раздражение у телезрителей. Практически каждый ролик рассказывает историю о самой сути игры, показывая всю красоту этого вида спорта.
Многомиллионной аудитории предлагается в концентрированном виде насладиться мастерством своих кумиров. И рекламщики, сознавая всю ответственность, стараются порадовать фанатов настоящим искусством.
ЮАР
Первые рекламные акции, анонсирующие ЧМ, обычно появляются задолго до самого действа. Так, один из первых постеров, рекламирующих страну-хозяйку ЧМ-2010 ЮАР, болельщики смогли увидеть еще в 2008 году, а первый ролик аж в 2007-м:
Затем традиционно следует не менее важный процесс выбора главных атрибутов чемпионата. Официальным символом соревнований в ЮАР ФИФА назначила смешного леопарда Zakumi. Первые две буквы его имени обозначают аббревиатуру «Южная Африка» на языке африкаанс, а «kumi» на большинстве языков континента значит «10» — год проведения соревнований. Пятна на шкуре Zakumi имеют пятиугольную форму и напоминают футбольный мяч. Задача желто-зеленого талисмана, как сообщается на сайте ФИФА, состоит в том, чтобы превратить чемпионат мира в веселую вечеринку и показать гостям Африки истинный дух континента.
Отдельного упоминания заслуживает и официальный мяч ЧМ-2010, который представили публике в декабре 2009 года. Мяч Jabulani, разработанный одним из главных партнеров ФИФА — компанией Adidas, создан по совершенно новой технологии из восьми 3D панелей, обеспечивающих ему идеально круглую поверхность. Кроме того, в дизайне Jabulani специалисты использовали 11 разных цветов, символизирующих 11 игроков команды, 11 официальных языков ЮАР и 11 чемпионатов, проведенных игроками с мячами Adidas.
С особым вниманием к ЧМ, естественно, относятся его официальные спонсоры, которые отождествляют стадион с главной рекламной площадкой. Известнейшие бренды мира стараются приурочить к столь знаменательному событию выпуск новой продукции или лимитированной коллекции. Например, последней новинке — суперлегким кроссовкам F50 adizero — Adidas посвятила масштабную рекламную кампанию с участием Зинедина Зидана, Давида Вильи и Лионеля Месси. Ролик, появившийся в сети, впервые будет показан по телевидению 10 июня, за день до начала чемпионата.
Другой спонсор соревнований — пиво Budweiser — выпустила к чемпионату миру ограниченную партию пива в алюминиевых бутылках объемом 473 миллилитра. Новый дизайн бутылки рассчитан на то, что ее содержимое будет меньше выплескиваться при буйном праздновании голов.
Создание праздничной атмосферы всегда отличало рекламные кампании Coca-Cola, главного партнера ФИФА и основного спонсора ЧМ с 1978 года. В этот раз всемирно известный бренд в поддержку ЧМ проводит комплексную маркетинговую кампанию Open Happiness, которая призывает болельщиков в танце отпраздновать лучшие моменты грядущего турнира. В рекламном ролике Coca-Cola предлагает вспомнить самые зажигательные танцы игроков на поле.
Руни — бомж? Руни — актер
Уникальным событием в мире телерекламы специалисты и зрители со всего мира назвали ролик спортивного гиганта Nike, премьера которого состоялась 22 мая. Стоит признать, что видео Write the Future, имеющее лишь косвенное отношение к ЧМ, стало лучшим роликом о футболе, выпущенным в преддверии соревнований.
Видео, ни разу не упоминающее ЧМ-2010 в ЮАР, посвящено тем поворотным моментам в жизни каждого игрока, которые за одну минуту могут сделать из него легенду или жалкого неудачника. Главным открытием Nike, по мнению британских блогеров, стали актерские способности английского нападающего Уэйна Руни, так натурально изобразившего «дно» жизни после провала на футбольном поле.
Ролик, снятый мексиканским режиссером Алехандро Гонсалесом Иньярриту, номинировавшимся в 2007 году на премию «Оскар» как лучший режиссер за фильм «Вавилон», британцы назвали вершиной его карьеры и отметили, что Write the Future отличает удивительное чувство стиля.
Видео побило рекорд по количеству просмотров на YouTube за неделю, отодвинув другой ролик Nike c Тайгером Вудсом на вторую строчку. За 7 дней количество его просмотров приблизилось к 8 миллионам.
Естественно, надо признать, что за столь уникальным рекламным явлением стоит и не менее уникальный бюджет. Создатели ролика держат сумму в секрете, а в блогах фигурируют цифры от 500 до 700 тысяч долларов.
Хотелось бы отметить, что Nike, безусловно, выиграл свой главный матч против извечного соперника Adidas: компании действительно удалось за 3 минуты показать всю красоту футбола и самую суть борьбы. И это при том, что Nike как раз не является официальным спонсором ЧМ-2010.
Остается только надеяться, что футболисты продемонстрируют в ЮАР не меньшее мастерство и талант, чем авторы рекламы.
Татьяна Ершова