Как продуктивно организовать рабочие будни. Практические советы сооснователя Netpeak
10 Фев 2021, 14:56

Как продуктивно организовать рабочие будни. Практические советы сооснователя Netpeak

Меня зовут Андрей Чумаченко, я сооснователь и управляющий партнер агентства интернет-маркетинга Netpeak. С 2019 года я веду телеграмм-канал Sad But True, в котором пишу про маркетинг, бизнес и управление людьми. Думаю многие руководители сталкивались с моментом, когда задач, встреч, сообщений в телеграмме становится так много, что уже невозможно их разгребать. А сверху ещё и накладывается негатив на коллег, если кто-то очень долго что-то объясняет или отправляет голосовое сообщение. Для того, чтобы вы не проходили через все эти этапы,  я вывел несколько практических советов, которые помогут организовать ваши рабочие будни продуктивно и без срывов на “я ничего не успеваю!”. 

Обсуждения

Люди любят разговаривать. Разговор в рабочее время о работе всегда создает ощущение, что вы усердно работаете и делаете что-то полезное, но это далеко не всегда так.

В более-менее современных компаниях большая часть общения уже давно ушла в текст: это позволяет не ждать ответа собеседника, четко доносить свою мысль, давать ссылки, прикладывать картинки и, что не менее важно, находить нужные прошедшие обсуждения через поиск.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Тем не менее живого обсуждения иногда нельзя избежать, но важно оставить только действительно важные живые встречи.

Для всего общения с коллегами, партнерами и клиентами я использую Телеграм — считаю его самым лучшим и быстрым кросс-платформенным мессенджером.

В Телеграме я отвечаю (текстовым или голосовым сообщением) на любые вопросы, на которые можно ответить «за минуту».

Если я сразу вижу, что вопрос за минуту не решить — не разбираясь далее прошу продублировать его в почту.

И только разбирая почту и разбираясь в вопросе я либо трачу время на ответ, либо формирую задачу, либо предлагаю провести встречу, если вопрос требует обсуждения, решения, мнения нескольких человек и так далее.

Ну, а у рабочей встречи есть три основных правила, соблюдая которые можно сказать, что встреча была нужна и эффективна:

1. 99% митингов не должны длиться больше 60 минут.

2. Перед встречей организатор должен сформировать четкую адженду.

3. На встрече организатор обязан записывать все решения, к которым пришли, и после встречи отправить фоллоу-ап всем присутствовавшим.

Точечная проверка

Занимаясь менеджментом и, при этом, выполняя собственные задачи, невозможно постоянно проверять работу всех людей в команде. И дело не в том, что людям свойственно пытаться работать хуже, когда их не контролируют, а в том, что при большом потоке всегда есть ошибки и забытые задачи.

Мой подход выглядит примерно так: в календаре каждую неделю у меня есть время, выделенное на проверку задач. У команды постоянное количество задач держится в районе 1100-1500 штук и проверять все, ну, невозможно.

Для того, чтобы находить ошибки в текущих задачах, введены еженедельные спринты, тимлиды, регулярная отчетность и так далее.

А для того, чтобы находить то, что пропускают тимлиды, я настроил кучу простых фильтров по задачам команды. Обычно каждый фильтр выдает от 5 до 30 задач и просмотреть их совсем несложно.

Кроме разных мелких фильтров есть четыре основных, которые я проверяю регулярно:

1. «Красный фильтр» — задачи, у которых истек дедлайн и исполнитель не запросил перенос на новый срок. Тут либо задача вот-вот будет выполнена, либо про нее забыли.

2. «Зеленый фильтр» — задачи, которые выполнены исполнителем, но не завершены постановщиком. Либо постановщик забил на задачу (а значит результат ему не важен и время, потраченное на выполнение задачи было потрачено зря), либо же просто забыл сменить статус.

3. «Серый фильтр» — задачи, которые отложили до лучших времен. Тут я проверяю только новые задачи на предмет того, действительно ли их нужно отложить, или это просто удобный способ не делать нужную задачу сейчас.

4. «Оранжевый фильтр» (также известный в народе, как “Забытые и проклятые”) — задачи в различных статусах, дата постановки которых больше двух кварталов назад и за последние 30 дней в них ничего не происходило. Тут часто валяются задачи, утратившие актуальность или те, по которым крайне вяло «что-то» делается.

Обычно на проверку всех фильтров у меня уходит час времени и ни разу не было такого, чтобы я нашел меньше пяти задач, по которым нужно внести коррективы.

Искусство задавать вопросы

В деловой переписке (да и не только в деловой) очень легко проявить неуважение к собеседнику. То, что вы пишете — человек проговаривает в голове с другой интонацией, в другом настроении. Ну, и вы почти никогда не знаете, чем занят ваш собеседник в тот момент, когда решит прочитать сообщение.

Если нет обратной цели, то стоит соблюдать простое правило деловой переписки — уважать своего собеседника. А как это сделать проще всего? Ценить его время.

Если у вас есть какой-то вопрос, на который вам нужно получить ответ, потратьте несколько секунд и сформируйте одно сообщение. В него закиньте и свой “привет”, и полностью вопрос, который не потребует дополнительных встречных вопросов.

Помните, вопрос у вам, результат нужен вам. Не ждите, что собеседник с радостью вникнет в вашу проблему, с удовольствием задаст уточняющие вопросы, все посчитает и еще хорошего дня в итоге пожелает.

Вот плохой пример, из недавних:

Кто-то: Привет!

Кто-то: Мне нужен апрув на получение командировочных.

Я, подождав: Привет. На любую сумму?

Кто-то: Не, на Х денег за Y дней.

Я, подождав: Откуда, куда с какой целью и с каким результатом ты ездил?

И дальше в таком же духе.

Хороший пример, который мог бы быть:

Кто-то: Привет! С 25 по 30 августа был в командировке в Киеве, встречался с X, по результатам встречи «ссылка». Прошу апрув на получение командировочных в размере Y (в сумме за Z дней).

Я: Ок, апрув.

Календарь

Уже лет десять именно календарь позволяет мне не забывать о важных встречах/событиях и является одним из основных инструментов, которые я использую в работе.

Он нужен мне, как папка в голове, куда я складываю важные штуки вместо того, чтобы помнить о них.

Я посчитал, что в среднем за неделю у меня 26 встреч, от 15 до 60 минут каждая. И если бы пришлось обо всем помнить — я бы уже давно и окончательно свихнулся.

Сравнительно недавно я перешел еще и на несколько «календарей» разных цветов, чтобы по палитре с утра видеть, какой день меня ждет.

Для распределения всех встреч и напоминаний между ними я использую четыре основных календаря:

1. Netpeak, он же главный рабочий календарь для всех входящих встреч.

Когда кто-то хочет со мной что-то обсудить и я говорю ему «ставь встречу», она попадает именно сюда. Цвет у него оранжевый, чтобы выделялся, так как к таким встречам чаще всего нужно как-то готовиться.

2. Private, он же личный/домашний календарь. 

Сюда я добавляю всякие дела, которые нужно сделать — поставить зимнюю резину, заехать в магазин, позвонить кому-то и так далее. Также в этот календарь добавляет события моя жена, чтобы я о чем-то не забыл.

3. Flow, он же «текучка», процессный календарь. 

События в нем я ставлю для того, чтобы заблокировать какую-то часть дня от других встреч и поработать в потоке — разгрести почту, мессенджеры, проверить или сделать задачи. Также именно этот календарь чаще всего страдает, когда нужно поставить встречу, а свободных слотов нет.

4. Regular, он же календарь для регулярных встреч. 

Каждый месяц у меня есть около 30 встреч разного типа, которые повторяются ежедневно (стендапы с командой маркетинга и отдельно с топ-менеджерами), еженедельно, ежедвухнедельно и ежемесячно (встречи с тимлидами по стратегическим задачам или для обучения и прокачки других сотрудников). Так как к ним, обычно, готовиться надо меньше, я вывел их в отдельный календарь.

Ну, и бонусом идут еще два вида удобных напоминаний в моем календаре:

  1. Дни рождения, о которых я вечно забываю. Всем важным контактам я добавил даты и теперь календарь напоминает, кого нужно поздравить.
  2. Командировки, а именно — даты вылета/прилета и номера рейсов. GMail уже давно научился вытягивать из почты информацию про путешествия и автоматически добавлять их в календарь, что просто супер удобно.

Почта для работы

Уже больше 15 лет я использую Gmail для всех переписок и долгое время я использовал его так же, как большинство — оставлял письма во входящих, использовал пометки звездочками и «непрочитанными», чтобы не пропустить важное. А потом я открыл для себя волшебную кнопку «архивировать».

Это одна из самых удобных функций электронной почты, ведь она убирает письмо из входящих, не удаляя его и, если вы не используете архивацию писем — дочитайте до конца.

Очень важное отступление: логика работы электронной почты — это не «почтовый ящик», это рабочий стол, на который вам приносят письма. 

Если не убирать письма с рабочего стола в папки/ящики, то очень скоро вы окажетесь в той же ситуации, в которой и находитесь сейчас со своим почтовым ящиком: полезные, бесполезные, требующие ответа и важные письма будут смешаны в одну кучу.

Маркер проблемы: если у тебя в папке «входящие» больше 20 писем, то пора найти час свободного времени и разобрать папку — удалить ненужное, архивировать нужное, ответить на важное.

Архивированные письма никуда не исчезают, они уходят в папку «All mail» и доступны там в любое время.

Итак, я разделяю всю входящую почту на 6 типов действий:

1. Письмо, после прочтения которого нужно выполнить какие-то действия, но отвечать на него не нужно.

Я стараюсь либо сразу выполнить нужное действие и затем архивировать письмо, либо оставляю во входящих и делаю тогда, когда есть время.

2. Письмо, после прочтения которого нужно выполнить какие-то действия и ответить на него.

Такое письмо остается во входящих дольше всего. Отвечая на него, я нажимаю не кнопку «отправить», а волшебную «отправить и архивировать».

3. Письмо, которое содержит важную информацию, но не требует действий или ответа.

Это письмо сразу архивируется (вот такой красивой кнопкой). И, в случае необходимости, легко джимейлится через поиск по любым ключевым словам.

4. Письмо, которое содержит разовую информацию — чаще всего, какие-то уведомления.

Такие письма я просто удаляю после прочтения (иногда сразу после прочтения заголовка).

5. Письма-рассылки.

Раньше я их собирал, делил на полезные и бесполезные, но потом перешел на unroll.me — там у меня дайджест нужных рассылок, а от остальных я отписываюсь сразу.

6. Спам.

Тут вы сами знаете, что делать. 

Так вот, при таком подходе во входящих у вас всегда только прочитанные письма, которые, по сути, являются задачами: если письмо лежит во входящих, то вам надо что-то с ним делать (я получаю в день около 120-150 писем, и во входящих на момент написания поста у меня 3 письма).

Аналог кнопки «задача выполнена» — кнопка «архивировать». Индикатор важности/срочности/приоритетности задачи — звездочка.

В конце отмечу, что я перепробовал множество различных подходов к работе с почтой, и разные типы «звездочек», и сложную систему «лейблов», и автосценарии разбивки по типовым папкам — ни один из них не стал удобнее, чем архивация и чистая папка входящих.

Расскажите друзьям про новость