Почему так недолго в ВТБ?
Маркетинг – это динамика. Успешным маркетинг может быть только в живом активном бизнесе, иначе он превращается в «механизм для искусственного поддержания жизни».
Банки вошли в период выживания. Абсолютное большинство сконцентрировано на оптимизации внутренних процессов, работу с активными клиентами, которые все меньше готовы покупать дополнительные услуги в силу снижения платежеспособности, а также на работу с проблемной задолженностью. Вкладывать, например, в развитие давно востребованных на западе альтернативных удаленных каналов обслуживания и их продвижение решатся единицы, но даже при успешной реализации такого проекта, рассчитывать на бурный спрос со стороны клиентов не стоит.
Маркетингу в банкинге остается лишь функция поддержки продаж. А такая работа хоть и важна, пределом мечтаний маркетолога ее не назовешь. Ближайшие несколько лет, пока банковская система не пройдет «очистку», пока не наступит затишье на политическом, и, как следствие, на экономическом поле, будет сложно вернуть доверие со стороны потребителя. На этот период главными инструментами для работы банков будут усиленная работа на удержание активной клиентской базы — потребителей как активных, так и пассивных операций, а также грамотная работа PR-служб банка, в силах которой правильно и честно доносить клиентам о всех трансформациях, снизить градус недоверия и начать отстраивать мостик, по которому в будущем маркетинг приведет новых клиентов.
Почему из банкинга в водку?
А три года назад мне задавали этот же вопрос, но наоборот: почему из водки в банки? Для меня маркетинг – это дело жизни, я искренне люблю то, чем занимаюсь: мне нравится изучать рынок и следить за изменениями в поведении потребителей, мне интересно, о чем они будут думать завтра, просчитывать на два шага вперед потребности и предлагать продукт, в котором действительно будут нуждаться.
Я приверженец бренда Nemiroff. Мои амбиции и амбиции компании Nemiroff совпадают, я всегда испытывала большое профессиональное удовлетворение от работы с этим брендом. В 2009-2011 годах компания очень активно развивалась, будучи маркетинговым первопроходцем – нас копировали, нам подражали, и это продолжается по сей день. Некоторые бренды, не найдя своей территории, все еще пытаются не очень успешно повторить путь Nemiroff.
Я поняла одну истину – если действительно любить то, чем занимаешься, работа мечты сама тебя найдет. Мне, как любому человеку с активной жизненной позицией хотелось новых вызовов, и эта возможность сама меня нашла. В определенное время розничный Альфа-Банк нуждался в агрессивном маркетинге. Наши потребности снова совпали, и я попробовала банкинг. Это был период активного развития розничного бизнеса, опять же, мы попробовали все: от работы с потребительскими кредитами для жителей маленьких поселков, до масштабных имиджевых проектов с привлечением людей с мировыми именами. Затем последовали всем известные события на банковском, и не только, рынках.
Мне нравится работа в банковском секторе, но сейчас не лучшее время.
Nemiroff достался вам после скандального и не до конца прозрачного разделения. В каком состоянии получили маркетинг?
Мне не важны политические моменты. Для меня это не вопрос банки или FMCG, все что меня интересует – это бизнес и возможность реализовать смелые кейсы в мировом масштабе, в компании, в успех которой я верю.
Когда всем известную медовую с перцем везут как сувенир, я искренне горжусь за страну и за бренд, к которому причастна. Когда ты, путешествуя, заходишь в магазины Duty Free по всему миру, то наполняешься чувством гордости, когда взглядом ловишь что-то свое, украинское, и это – обязательно Nemiroff. Для меня Nemiroff – это больше чем работа: я вернулась в команду единомышленников, у которых общие цели и профессиональные интересы. Не секрет, что за последние полгода Nemiroff вернул с рынка свои лучшие кадры, и люди с радостью возвращались, при встрече обнимали друг друга и искренне радовались воссоединению — такое взаимопонимание дорогого стоит. Такое редко встретишь, и мы дорожим этим.
Так почему все-таки решились? Какие задачи стали челленджем?
Вызовов в водочной отрасли — море. Отрасль сильно изменилась за те три года, которые я посвятила банкам. Конкуренция стала намного жестче, а разрешенных законодательством инструментов продвижения – меньше. Под давлением экономических факторов изменились и потребители, они стали более чувствительны к цене, что способствует развитию серого рынка алкоголя. Кроме того, Nemiroff немного растерял капитал бренда, и наша основная задача его вернуть. Но каким бы не были сложности в бизнесе, за все это время потребители прошли колоссальные трансформации под влиянием социальных трендов – мы наблюдаем интересные потребительские тенденции, открывающие новые возможности. Мы серьезно работаем с этим, о деталях позволю себе умолчать.
Насколько маркетинг-ориентированы ваши собственники?
Собственники Nemiroff очень четко осознают ценность бренда и маркетинга. Это люди, которые активно поддержали идею идти в product placement и sport marketing, и Nemiroff стал первым в Украине водочным брендом, кто сделал такой смелый шаг. Подход владельцев не поменялся и по сей день, каждый из акционеров горячо интересуется всем, что касается маркетинга в широком смысле: от продукта до коммуникаций.
И каким станет Немиров, восстановленный после упадка?
Скоро вы увидите первые шаги обновленного бренда. Жизнь бренда – это путь, и мы уже нанесли на карту маршрут. Могу точно гарантировать, что Nemiroff будет живым и постоянно развивающимся, идущим нога в ногу со временем и своими потребителями — успешным брендом с мировым именем и украинскими корнями.