Исследование деловой прессы от GFK: Брежнев пришел вторым
Средняя длина полового органа у мужчин села Лядово составляет тридцать сантиметров. В соседнем селе она не достигает и пятнадцати. А все потому, что в первом населенном пункте проводился опрос, а во втором — замер.
Эту популярную в среде социологов профессиональную хохму я вспомнил, увидев релиз об «исследовании аудитории деловой прессы», проведенном компанией GFK Украина. Этот релиз– пример тончайшей PR-манипуляции, к которой даже не придерешься.
Первый вопрос, который возник после изучения релиза: меряли всех или только издания заказчика исследования, Комитета издателей деловой прессы? Вот что отвечает на этот вопрос руководитель исследования Андрей Радевич:
«В пресс-релизе указано, что мы изучали деловые издания, которые регулярно выходят в Украине и исследование, действительно, является общерыночным, т.к. никаких других специальных критериев участия не ставилось. Однако в самом пресс-релизе представлены показатели только изданий Заказчика исследований (мы указываем этот факт в пресс-релизе тоже). Остальные результаты исследования могут предоставляться только на платной основе, поэтому и не указаны в открытом доступе в пресс-релизе».
Причем не просто на платной основе, но и с позволения заказчика, уточняет Андрей.
Что ж, заказчик исследования, Комитет издателей деловой прессы, имеет полное право распоряжаться его результатами на свое усмотрение. В том числе и публиковать только собственные результаты. Однако, выборочная публикация результатов исследований все же считается манипуляцией в цивилизованной социологии: для введения аудитории в заблуждение вовсе не обязательно врать. Ситуация напоминает еще один известный профессиональный анекдот, еще советских времен.
Приехал как-то раз президент Картер в Москву, решили побегать с Брежневым наперегонки. Картер победил. На следующий день в газете «Правда» выходит заметка: «По результатам Международного забега Мира Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР, четырежды Герой Советского Союза Леонид Ильич Брежнев пришел к финишу вторым.Президент США Д. Картер– предпоследним».
И вот уже «Телекритика», ссылаясь на текст релиза, сообщает, что наибольший охват деловой аудитории — у газеты «Бизнес». Тактично не уточняя, что этот охват — только среди изданий, которые заказчик пожелал «засветить». Брежнев пришел вторым.
Еще раз повторю. Любой субъект бизнеса, исходя из логики экономической свободы, имеет полное право заказывать любые исследования, которые посчитает нужным. Он имеет также полное право распоряжаться результатами этих исследований так, как ему заблагорассудится. Однако, быть может, в ситуации, когда единого, всеми признанного, отраслевого исследования не существует, а доверие к тем, что есть, подорвано прошлогодними скандалами, не стоит умножать энтропию на рынке? Чтобы доверие к деловой прессе как каналу коммуникации окончательно не вылетело в трубу? Как думаете?
Михаил Красюк, PR-директор Ekonomika Communication Hub