Интернет помогает маленьким компаниям РФ стать большими
По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), в 2007 году более 60% электронных сделок пришлось на долю малых и средних предприятий. За первое полугодие их общий объем составил 2,543 млрд долл.
По оценкам экспертов НАУЭТ, к концу года предприятия смогут заработать на электронных торгах свыше 5 млрд долл. Менее чем за год объем электронных контрактов, полученных малым бизнесом, вырос на 117%, составив в сумме более 6% от всего оборота предприятий сектора.
Согласно мировой практике электронная торговля рассматривается как одно из основных средств поддержки малого и среднего бизнеса в качестве способа обеспечения равных условий ведения экономической деятельности в сравнении с крупными компаниями. Небольшие коммерческие структуры не могут вкладывать значительные средства в рекламу своей продукции, из-за чего их возможности по сбыту производимых товаров и оказываемых услуг ограничены. Использование механизмов электронной торговли при минимальных затратах открывает им доступ ко всему рынку потенциальных покупателей.
Президент НАУЭТ Александр Киселев рассказывает: "На Западе малые и средние компании пользуются огромным числом государственных преференций, которых лишены отечественные предприниматели. Развитие электронной торговли могло бы стать адекватной поддержкой малого бизнеса со стороны государства". Поэтому одной из задач национальной программы "Электронная Россия", реализуемой ведомством Леонида Реймана — Мининформсвязи, является создание общероссийской инфраструктуры электронной торговли.
Задача развития малого и среднего предпринимательства является одной из главных задач российского правительства, направленной на повышение общей устойчивости и стабильности национальной экономики. В США на долю малых и средних предприятий приходится около 50% ВВП. В России этот показатель не превышает 10%.
Электронная торговля позволяет небольшим компаниям открывать новые для себя рынки. В частности, наиболее привлекательные сектора государственных и корпоративных закупок до недавнего времени были практически недоступны для малых и средних предприятий из-за действовавших в этом сегменте "серых" схем, в результате которых заказы распределялись в основном только среди своих. Развитие электронной торговли обеспечило большую прозрачность процессу закупок, открыв туда дорогу малому бизнесу, что сразу принесло результат.
Например, более чем в 74% конкурсов, проведенных крупнейшим национальным оператором электронных торгов SETonline в 2007 году, победу одержали компании с численностью штата менее ста человек. Как показывает практика, на сегодняшний день качество выпускаемой продукции и уровень оказываемых услуг со стороны малых и средних предприятий уже достаточно высоки и они способны оказать серьезную конкуренцию крупным промышленным структурам. По словам генерального директора SETonline Антона Емельянова, "когда в рамках электронного аукциона начинается борьба за заказчика, малые и средние предприятия проявляют большую гибкость в предложении лучших условий сотрудничества". Таким образом, когда электронная торговля обеспечила сектору малого бизнеса равные условия для роста, он начал активно развиваться.
По мнению Александра Киселева, в будущем году малые и средние компании смогут получить контрактов уже на сумму более 7 млрд долл. Предполагаемый рост объемов электронной торговли позволит еще больше укрепить положение малого бизнеса.