15 Июн 2020, 15:18

Как умирают традиционные концерты. Индустрия развлечений после пандемии

Медиаменеджер Дмитрий Терешков о том, как онлайн-концерты становятся живыми

Индустрия развлечений — одна из самых пострадавших от карантина отраслей экономики. Если в других ее сферах предприниматели сумели адаптироваться к изоляции и нашли альтернативные формы дистрибуции товаров и услуг, то интертеймент, а, вернее, тот ее сегмент, который основан на физическом взаимодействии, оказался в полной отключке. Но было бы ошибкой считать, будто пандемия поставила эти бизнесы на паузу. Вообще ничего в жизни на паузу не ставится — на то она и жизнь, а не тетрис, в котором после нажатия play продолжается игра, а, значит, возобновляется наполнение касс от продажи билетов, как это было в прежние времена.

Прежних времен не будет. Позиция смиренного ожидания снятия запрета на проведение мероприятий — следствие линейной логики. Получив травматичный опыт в кризисе, многие предприниматели оказались не способны видеть глобальные процессы общественных трансформаций, а, значит, и лишаются возможности пересмотра стратегий в соответствии с насущными вызовами.

Проблема индустрии вовсе не в том, что после запуска мероприятий люди не смогу за них платить из-за общего снижения уровня платежеспособности. И не в том, что люди будут бояться ходить на концерты, ведь риск заразиться останется.

Главный вызов для традиционного интертеймента заключается в формирующемся новом отношении человека к физическому взаимодействию как таковому. Оно категорически перестает быть обязательным.

Работа художника Алексея Сая, представленная на онлайн-выставке “CONTROL FREAK”

Зачем вообще человек посещает мероприятия?

Только ли потому, что жить не может без определенного артиста, булки с сосиской на фестивале еды или коуча, рассказывающего со сцены, как быть счастливым? На самом деле, человеку просто хочется быть с другим человеком — такова наша природа. Когда мы взаимодействуем с другими — в офисе, в клубе, в баре — только тогда, собственно, и ощущаем себя полноценными людьми.

И все бы ничего, если бы не карантин, который дал человечеству альтернативный канал получения этих ощущений.

Предчувствие надвигающегося тренда удаленной коммуникации появилось еще лет десять назад. Корпорации внедряли дистанционное управление и перемещали сотрудников из офисов в цифровые корпоративные сети. А некоторые молодые бизнесы и вовсе начинались и продолжаются исключительно онлайн. Тогда мы были далеки от повсеместного принятия новых правил, а сопротивление удаленке основывалось на тезисе о низкой эффективности сотрудника, который работает дома. Так или иначе, все это проявляло наше отношение к дистанционному формату как неживой социальной деятельности.

Кризис перехода, присущий развертыванию любого прогрессивного явления, дал многим основания считать, будто удаленка, хоть она и эффективна частично, все же не имеет шансов стать общим местом. И уж тем более сегодня трудно поверить в то, что людям вдруг не захочется идти на Atlas Weekend, в бар с друзьями или в цирк с детьми. Но давайте посмотрим правде в глаза. Можно сколько угодно размышлять об отсутствии живых эмоций на концерте перед монитором, но более убедительного подтверждения смены человеческих потребностей, чем сама жизнь, не существует.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Контент или смысл? Креативная индустрия после пандемии

Карантин дал человеку больше, чем разговоры. Он подарил ощущение того, что его мир возможен не выходя из дома здесь можно зарабатывать деньги, можно получать образование и проводить досуг, но главное находясь перед монитором можно испытывать широкий спектр переживаний в общении с другими. Более широкий, чем казалось ещё год назад. Дело не в новой опции, а в том, что прожив удаленно долго и настолько глубоко, человек убедился в ее реальной, а не предполагаемой уместности.

Наглядность удаленной коммуникации и повсеместное проживание формата широкими слоями сегодня играет важную роль в построении нового ландшафта интертеймента. Опыт, полученный в изоляции, превратил некогда дискуссионный вопрос в данность.

«Игрушки Люшера» театра «Мізантроп» — пример интернет-спектакля, рассчитанного на одного зрителя

Основная масса людей, чья деятельность завязана на физическом контакте рыночными отношениями, не способны принять эту перемену сразу. «Разве может онлайн, каким бы технологичным он ни был, сравниться с живым общением?» — будут говорить они, подкрепляя вопрос привычным сопоставлением искусственной елки и резиновой женщины. Так в истории было всегда.

Противопоставление «живого» и «неживого» — своеобразная игра разума, в которой упрощенная до двух категорий реальность, выглядит куда понятней, чем без конца меняющаяся картина целостного мира.

Но, как ни крути, картина меняется. Когда-то растения считались живыми, а потом их перестали наделять свойствами, присущими человеку, но даже сейчас среди нас есть представители homo sapiens, которые одухотворяют гортензию.

Самым, наверное, иллюстративным примером того, как с развитием технологий меняется семантическое содержание «живого» и «неживого», являются средства связи. В начале прошлого века живым считался лишь тот разговор, который происходил при физическом контакте. Телефонный же разговор живым не считался, а виделся чем-то искусственным и неполноценным. Тогда так и говорили: «Давай обсудим не по телефону, давай вживую». Но когда в нашу жизнь вошли мессенджеры, мы стали говорить «давай обсудим вживую», имея в виду уже телефонный разговор. Сегодня по такому же принципу живой стала переписка в мессенджере, а вместе с тем «оживотворились» и прочие социальные сети. Проще говоря, теперь не скажешь с былой уверенностью, что Atlas Weekend — это живое мероприятие, а концерт в YouTube — неживое.

Посетители первого AR-показа модной коллекции в Украине от Finch и Casta Eyewear (куратор Константин Дорошенко) знакомятся с новинками на 3D-моделях через Instagram

Для человека, который родился перед монитором в ХХI веке, — это, кстати, вообще не вопрос. А вот представитель ХХ века, который, к тому же, нарастил финансовую массу, продавая ивенты во дворцах культуры, еще мешкается по этому поводу.

Принять тот факт, что онлайн-мероприятие может быть полноценным, потому что отвечает эмоциональному запросу современного потребителя, нелегко.

И пока бизнес динозавров от интертеймента стоит на паузе, американский рэпер Трэвис Скотт выступает перед 12,3 миллионами зрителей в компьютерной игре Fortnite. Примечательно, что за происходящим в это время наблюдают миллионы зрителей не только в игре, но и на стриминговых сервисах.

Политолог Екатерина Шульман, исследующая общественные трансформации в контексте информационной эпохи, говорит о том, что компьютерная игра лишь по инерции называется нами игрой, а вообще давно является не чем иным, как социальной деятельностью. Возвращаясь к аналогии с телефоном, Шульман приводит его в качестве иллюстрации этой инерции — телефоном мы по привычке называем устройство, в котором, собственно, телефонирование уже не является главной функцией.

Так цифровая инфраструктура сегодня выявляет способность обеспечить не только базовые, но и более глубинные коммуникативные потребности человека. Вопрос лишь в том, способна ли традиционная индустрия, основанная на этой потребности, осознать свою традиционность и обновляться в соответствии с вызовом. В конце концов, кроме подготовленности почвы в виде повсеместной диджитализации различных слоев населения, сегодня существует и целый комплекс сугубо бизнесового инструментария — от таргетинга, дающего возможность заполучить какую угодно аудиторию в мире, до сервисов по продаже электронных билетов и всякого рода стриминговых платформ и стримеров. Не использовать эти вводные в стратегическом планировании будущих проектов на территории шоубизнеса — значит навсегда остаться в прошлом.

И дело вовсе не в том, что концертов на ВДНХ отныне не будет. Просто становится очевидно, что традиционные концерты в больших залах и под открытым небом скоро станут чем-то вроде виниловых пластинок для современного человека — не исчезнут как явление, но устареют в своей форме. А те участники рынка, которые сейчас стоят на паузе, превратятся в староверов и защитников «живья» образца ХХ века. И в какой-то момент мир будет смотреть на них, как на фанатов виниловых пластинок, бережно перекладывающих теплый звук с полки на полку.

Кавер: MMR

Расскажите друзьям про новость

Новое видео