Игра в длинную: потребителю будет нужен «тяжелый» контент
17 Мар 2016, 13:28

Игра в длинную: потребителю будет нужен «тяжелый» контент

Маркетинг-директор Интертелекома Владислав Шульга о выжидательной стратегии, слабости 3G GSM-операторов и борьбе за узнаваемость в жизни «второго эшелона»

Интертелеком — CDMA-оператор местной и мобильной связи, который запустил 3G еще в 2008 году. После того, как 3G запустили и GSM-операторы, ситуация на рынке изменилась. MMR узнал, как последние события повлияли на видение и стратегию Интертелекома, как собираются переманивать клиентов GSM-лидеров и втянулись ли и они в телеком-ребрендинг-манию.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Интертелеком на рынке уже 15 лет. Какие цели ставили на рынке, какие планы и надежды не оправдались? 

На сегодняшний день Интертелеком — национальный оператор 3G. Из регионального оператор трансформировался в национального, обеспечил покрытие 3G на самой широкой территории в стране, первым в Украине запустил технологию EVDO Rev.B и предоставил возможность использовать интернет на скорости до 14,7 Мбит/с. На пике конкуренции мы завершили 2015 год с положительной динамикой абонентской базы и одним из самых высоких уровней NPS в отрасли на уровне 39,5%. 

Из 15 операторов беспроводной связи, которые существовали на момент запуска Интертелекома в нулевых, сегодня на национальном уровне работают четыре, и наш — один из них.

Мы завершили 2015 год с положительной динамикой абонентской базы и одним из самых высоких уровней NPS в отрасли на уровне 39,5% 

Владислав Шульга
Head of marketing&sales department Интертелеком

Как часто менялась стратегия и в связи с чем?

Мы всегда ориентируемся на ожидания пользователей. Так, до 2008 года мы были сконцентрированы в первую очередь на предоставлении услуги местной беспроводной голосовой связи. Затем рынок начал меняться, конкуренты снизили тарифы на голосовую связь, и бизнес-модель стала стремительно терять актуальность. Нужно было адаптироваться, и ключевым моментом для нас стал запуск высокоскоростного мобильного интернета. 3G сеть в коммерческую эксплуатацию мы запустили еще в 2008 году. Наиболее высокая потребность в быстром интернете была у жителей удаленных от областных центров населенных пунктов, поэтому первые несколько лет мы предоставляли «домашний» беспроводной доступ. Но появление смартфонов как новой категории устройств позволило задуматься и о мобильном сегменте. А три года назад на рынке появились мобильные Wi-Fi роутеры, которые открыли перед нами новые возможности: интернет для совершенно нового сегмента пользователей, которым уже мало одного гаджета.

Как сейчас видите свой рынок и себя на нем после запуска 3G сетей GSM-операторами?


Нельзя сказать, что после коммерческого запуска 3G сетей GSM-операторами рынок кардинально изменился. Пользователи осознали, что интернет дешево стоить не будет, и от устойчивой привычки использовать бесплатный Wi-Fi доступ отказываться не спешат. То, что со стороны кажется вызовом, для нас — новые возможности. Проникновение 3G в сетях GSM-операторов в какой-то степени это подтверждает, новую технологию пробуют не так активно, как ожидалось, а рынок смартфонов не показал в продажах за последний год стремительного роста.

3G сеть в коммерческую эксплуатацию мы запустили еще в 2008 году 

Владислав Шульга
Head of marketing&sales department Интертелеком

Что касается наших преимуществ перед конкурентами, то мы всегда сможем предложить пользователям больше возможностей для использования услуги, чем в других мобильных сетях. В сети Интертелеком 3G-интернет для абонента может стать частью мобильной жизни, а не доступом к сети время от времени. Кроме того, благодаря самой широкой территории покрытия Интертелеком интернет доступен практически везде. Для пользователей это немаловажно, учитывая проникновение различных онлайн-сервисов в нашу жизнь. Эти преимущества обусловлены технологическими особенностями телекоммуникационной сети оператора, что в значительной степени влияет на размер инвестиций в развитие сети. Стоит сказать и о конфигурации нашей сети. Интертелеком с самого начала был ориентирован на большие объемы трафика от пользователей, и именно в такой плоскости проектировалась и развивалась сеть оператора.

Сейчас мы сконцентрированы на качестве услуг, скорости доступа и возможности предоставлять большой объем трафика пользователям. В зонах повышенного потребления трафика мы построили более 7 тыс. секторов Wi-Fi станций, которые позволяют серьезно разгружать CDMA сеть там, где это необходимо. 

В сети Интертелеком 3G-интернет для абонента может реально, а не декларируемо стать частью мобильной жизни, а не доступом к сети время от времени.

Владислав Шульга
Head of marketing&sales department Интертелеком

«Не ваши» клиенты мало о вас знают, а многие ваши потенциальные клиенты воспринимают Интертелеком как слабого GSM-оператора. Прокомментируйте.


Всего пять лет назад на рынке было 10 операторов связи, 4 из которых работали в стандарте CDMA. Интертелеком в 2001 году стартовал в Одесском регионе и только в 2007-м начал расширять географию работы. В 2007 году состоялся коммерческий запуск в Киеве. Последний коммерческий запуск новых регионов пришелся на 2011 год. Это были все города восточной части Украины, а также г. Львов. Только после этого можно было говорить о формировании национального бренда. 


Если сравнивать нас с игроками т.н. «второго эшелона», то по нашим данным уровень осведомленности о нас гораздо выше, чем у конкурентов. Среди пользователей мобильной связи уровень знания вырос втрое по сравнению с 2014 годом, и доля таких пользователей составила более 50%.

Вы работаете с очень узкой нишей, на которую никто не зарится. Кто ваш клиент? Почему он идет к вам? Планируете переманить клиентов GSM (на американском рынке ведь удалось)?

История развития американского рынка очень отличается от украинского. Там стандарты связи развивались параллельно, имея соизмеримые объемы инвестиций в сетевую инфраструктуру. У нас же стандарт GSM получил десятилетнюю фору в развитии и сразу ориентировался на национальный масштаб, в то время как CDMA начал свой путь позже, административно сдерживался и постепенно перешел из нишевого стандарта в национальный.


Что касается клиентов, то главным для нас является сегментированный подход. Рынок широкополосного доступа далеко не однороден. Отталкиваясь от пользователей, а не от технологий, можно увидеть различные профили потребления интернет-услуг. Если голосовая связь делится на мобильную и стационарную, то в интернете ключевым фактором является контент. Проводя исследования мнений пользователей, мы выяснили, что больше всего они ценят качественный канал для доступа к необходимому контенту. Причем требования к контенту растут постоянно: пару лет назад всех устраивало видео с разрешением 480р, сейчас же пользователи хотят Super HD. Кроме этого, сегодня пользователи начинают все активнее пользоваться несколькими устройствами: новости читают со смартфонов, смотрят видео с планшетов или ПК — вплоть до онлайн-телеканалов. 

Пару лет назад всех устраивало видео с разрешением 480р, сейчас же пользователи хотят Super HD.

Владислав Шульга
Head of marketing&sales department Интертелеком

Именно на тех потребителей, которые хотят получить доступ к тяжелому контенту на оптимальных условиях, Интертелеком и ориентируется в первую очередь. У нас есть возможность предоставлять им и скорость, и большие объемы трафика на всей территории Украины. Что касается мобильных пользователей, то здесь мы активно продвигаем двухстандартные смартфоны, которые позволяют сохранить номер GSM-оператора и использовать мобильный интернет и голосовую связь от Интертелеком одновременно.


Кстати, чем больше становится проникновение услуг 3G среди абонентов GSM, тем понятнее и интереснее для них становится наше предложение. Получив опыт использования 3G интернета, они начинают сравнивать и выбирать наиболее выгодные для себя варианты. При этом стоит помнить о том, что 60% населения проживает за пределами областных центров. Им также нужны современные услуги связи.

Маркетинговая стратегия на 2016 год и планы по развитию.

Этот год можно считать ключевым для телекома. Именно в этом году более-менее обрисуются границы покрытия 3G, станут еще более очевидны планы и возможности по развитию сетей третьего поколения, а пользователи накопят более зрелый опыт использования этой технологии. Все эти факторы могут повлиять на перестановку позиций на рынке. В этом контексте мы продолжим фокусироваться на целевые сегменты и предлагать пользователям оптимальные решения. С другой стороны мы думаем о повышении доходности, учитывая растущие затраты на обслуживание сети и налоговую нагрузку. 

В этом году более-менее обрисуются границы покрытия 3G операторами, пользователи накопят более зрелый опыт использования 3G — и начнут менять операторов.

Владислав Шульга
Head of marketing&sales department Интертелеком

Ключевым фокусом в этом году станет улучшение качества ключевых показателей обслуживания клиентов. Такие факторы, как скорость доступа в интернет, качество сети, реакция на проблемы пользователей — основной приоритет для оператора. Кроме этого, большое внимание сейчас мы уделяем M2M (Machine-to-Machine — MMR), у нас уже есть ряд успешных проектов, мы планируем и дальше использовать эту практику. 

Если говорить о маркетинговых показателях, в планах — работа над повышением уровня знания бренда и лояльности существующих пользователей. Последний год показал положительную динамику и дает основания для движения в этом темпе и дальше.

По сути, Интертелеком один на рынке, который развивает IP-телефонию. Какие планы в этом направлении дальше?

Нельзя сказать, что мы единственные, но у нас большой опыт в построении сложных решений на базе IP. Над такими решениями планируем работать и в дальнейшем. Сейчас много внимания уделяется безопасности и новым удобным решениям для бизнеса.

Со стороны кажется, что Интертелеком создал вокруг себя замкнутый круг клиентов, не выпуская потребителя из сети. Планируете ли снижать тарифы на звонки к операторам GSM?


Как раз всегда считалось, что GSM-операторы удерживают голосовой трафик в сети за счет высоких ставок интерконнекта. Если вы посмотрите на тарифы для смартфонов, которые предлагает Интертелеком, то увидите, что минимальный пакет минут для звонков на мобильные сети — 60 минут. Еще в тарифе предлагается безлимит в сети оператора и на городские сети, а также 500 МБ 3G трафика. И все это за 30 грн в месяц! Поэтому было бы странно утверждать, что мы стараемся сконцентрировать общение пользователей в пределах нашей сети. 

Основной акцент коммуникаций Интертелекома в 2016 году?

Мы продолжим сравнения, которые помогают пользователям увидеть цельную картину и принять взвешенное решение. Неискушенному потребителю довольно сложно разобраться, ведь каждый оператор предлагает «самый быстрый, самый качественный интернет, к тому же на самой широкой территории покрытия» ☺.

Все в телекоме за год успели сделать ребрендинг. У вас есть планы обновить бренд?

Если рассматривать ребрендинг в широком смысле, то вряд ли потребители увидели конкретные выгоды после обновления. Поминутная тарификация, трехуровневые тарифы со скрытыми условиями, небольшие пакеты мегабайт — все это было и раньше. Если говорить о ребрендинге в таком понимании, то нет, не планируем. 

Расскажите друзьям про новость