И смех, и слезы: эмодзи в контексте интеллектуальной собственности
09 Дек 2019, 11:00

И смех, и слезы: эмодзи в контексте интеллектуальной собственности

Мария Ортинская, IPStyle, о юридической стороне использования эмодзи

В настоящее время доступны тысячи разнообразных эмодзи. Apple и Google недавно презентовали подборку новейших символов, которые становятся частью клавиатуры в смартфонах и привносят еще больше разнообразия в сообщения, публикации в соцсетях и комментарии. Но повсеместное использование эмодзи вовсе не означает отсутствие авторских и иных прав на них…

Мария Ортинская
патентный поверенный, CEO компании IPStyle

Аналитическая компания Brandwatch объявила результаты опроса, в котором рассматривалось более 6 млрд смайликов, используемых в Twitter в течение двух лет. В среднем их «публиковали» по 250 млн каждый месяц. Первые три места занимают «лицо со слезами радости», «громко плачущее лицо» и «улыбающееся лицо с сердцами вместо глаз». Авторы отмечают, что использование картинок за последнее десятилетие резко возросло. Некоторые эксперты даже называют их современным эквивалентом иероглифов, универсальным языком, который выходит за рамки культурных и географических границ. Более того, по данным The Verge, эмодзи встречаются в судебных решениях США и фигурируют как доказательство в деле, а Белый дом даже выпустил экономический отчет с их изображением.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Такая популярность использования эмодзи подталкивает к разработке новых. Они утверждаются консорциумом Unicode, а непосредственное оформление берут на себя разработчики платформ (прим. — вот почему эмодзи могут выглядеть по-разному на разных устройствах). Вместе или по отдельности они передают некую информацию через изображения.  По аналогии с теми же компьютерными программами или шрифтами условно делятся на те, которые можно использовать только с разрешения владельца имущественных авторских прав и выплаты ему вознаграждения (проприетарные), и открытые. Например, как в случае с Twemoji — их Twitter сделал доступными для использования всеми желающими. На самом деле, существует множество библиотек эмодзи с разными уровнями лицензий. Найти бесплатное изображение для последующей «эксплуатации» не составляет труда, но прежде стоит обязательно внимательно прочитать правила использования. 

Всевозможные смайлы и разноцветные сердца можно вставлять в текст и без правовых последствий использовать в чате. Однако, чтобы воспроизвести эмодзи в коммерческом продукте, понадобится лицензия. В том числе, если захотите нанести эмодзи-принт на партию дизайнерских футболок или использовать в рекламе. Либо же создайте свой отличительный знак.

А как создать свой эмодзи? Допустим, компания решила разработать серию изображений для использования во внешних коммуникациях и продвижения бренда. Или же для усиления продаж своего продукта, например, смартфона. В каком виде они могут быть зарегистрированы?

Если эмодзи будет использоваться как логотип или его часть, для отличия товаров и услуг одного производителя от другого, такое обозначение может быть зарегистрировано как торговая марка. При этом важно учесть некоторые нюансы:

  • Подаваемое на регистрацию как ТМ изображение не должно быть тождественным или схожим до степени смешения с другими ТМ, не должно нарушать авторских прав третьих лиц. Весьма желательно прежде провести поиск на схожесть и тождество и оценить риски обвинения в нарушении, а также отказа в регистрации. 
  • Необходимо грамотно подобрать классы для товаров и услуги, для которых будет регистрироваться ТМ. Например, 25 класс — одежды, а 41 — услуги в сфере образования. Собственно, определитесь для чего будете использовать эмодзи.
  • Где территориально собираетесь использовать объект? Определитесь с перечнем стран и подайте заявки в их IP-ведомства. Или же на основе национальной заявки можно подать международную заявку с указанием интересующих стран.
  • Если эмодзи создает дизайнер по вашему заказу, то у вас должен быть соответствующий договор о передаче имущественных авторских прав. И даже если произведение создается штатным сотрудником, то документ о передаче авторских прав лишним не будет.

 

Действительно, если эмодзи создается как графическое изображение, в том числе   для целей онлайн-коммуникации и продвижения, то оно подлежит охране авторским правом. В соответствии с законодательством большинства стран, а также в контексте Бернской конвенции, рисунки, иллюстрации и прочие визуальные работы, включая цифровые форматы, охраняются с момента их создания и не требуют регистрации или других формальностей. Эмодзи — не исключение.

Но часто об этом не знают или упускают из виду не только бренды, которые «заимствуют» изображения, но и разработчики приложений для мобильных устройств. Как результат — отказ в размещении в том или ином маркетплейсе или даже обвинение в нарушении прав интеллектуальной собственности. Например, в 2018 году Apple внес изменения в AppStore Review Guidelines, согласно которым мобильные приложения не могут содержать эмодзи Apple. И возникла ситуация, когда разработчикам ранее уже размещенного в AppStore приложения потребовалось максимально быстро «перерисовать» картинки дабы не нарушать права Apple.

Сегодня, кстати, многие селебритис создают свои эмодзи. Так, у героини светских хроник Ким Кардашьян есть Kimoji, а у поп-дивы Леди Гаги — Gagamoji. В их коллекции вошли забавные смайлы, стикеры и гифки. Правда, для Кардашян этот проект стал предметом судебного спора: разработчики во главе с Дэвидом Либенсоном, которые специализируются на создании приложений для социальных сетей, подали в суд на Ким. Они утверждают, что помогали звезде в создании Kimoji, но та «сбежала» с торговой маркой и не поделилась прибылью. Теперь эмодзи могут стоить ей $300 млн. Но, независимо от того, чем закончится разбирательство, важно помнить, что эмодзи не появляются из воздуха, они создаются кем-то и находятся под защитой авторских прав.

В то же время авторское право не распространяется на идеи, а это означает, что, например, идея заменять слово той или иной картинкой, миниатюрной пиктограммой не может охраняться. А вот ее техническая реализация — будь то клавиатура-эмодзи или способ распознавания эмоций для голосовых сообщений — может быть запатентована и защищена 

Отчет Brandwatch заканчивается смелым предсказанием: «Эмодзи укрепят свою позицию как единственного языка, который позволяет нам общаться с кем-либо по всему миру… Они начнут заменять текст в качестве ключевого носителя контекста в будущих беседах».


Кавер: Unsplash + обработка MMR

Гифки: GIPHY

Расскажите друзьям про новость