Google обвиняет Apple в монополизации рынка мобильной рекламы
Google в минувшую среду заявила, что последние изменения, внесенные в лицензионное соглашение с разработчиками со стороны Apple, существенно ограничивает рекламные возможности Google на платформе iPhone, создавая искусственные барьеры для честной конкуренции. Заявлением Google уже заинтересовались американские антимонопольщики, так как оно вызвало широкий отклик в ИТ-сообществе.
В минувший понедельник Apple изменила текст соглашения с разработчиками для мобильных платформ. В новом варианте соглашения четко сказано, что компания запрещает третьим рекламным агентствам собирать данные об использовании iPhone через приложения, созданные для этой платформы. Таким образом, Apple де-факто запрещает сторонним рекламным агентствам использовать контекстную рекламу, а также рекламу, которая будет так или иначе реагировать на действия пользователей. При всем этом, на саму Apple такие ограничения не распространяются.
Новые правила вступают в силу с 1 июля, одновременно с запуском новой мобильной рекламной платформы Apple iAds. В Google уверены, что подобными действиями Apple просто расчищает себе дорогу на высококонкурентном рекламном рынке.
«Это изменение явно не в интересах пользователей или разработчиков. Google встревожена такими действиями и хотела бы обратить на это внимание… Искусственные барьеры конкуренции без сомнения повредят пользователям и разработчикам. В долгосрочной перспективе это ставит вопрос о дальнейшем развитии рекламных платформ», — говорит Омар Хамоу, исполнительный директор агентства мобильной рекламы AdMob, недавно купленной Google за 750 млн долларов.
Не так давно сама AdMob опубликовала данные, в которых говорится, что эта компания получала примерно треть заявок на мобильную рекламу именно для платформы iPhone. Напомним, что единую технологическую платформу iOS используют iPhone, iPad и iPod Touch.
Первая версия соглашения с разработчиками софта для iPhone появилась в апреле, тогда она запрещала передавать статистические данные «внешним аналитическим компаниям», которые помогали создавать таргетированную рекламу. Уже этот шаг вызвал недовольство и послужил началом формального расследования со стороны Федеральной комиссии по торговли США.
Обновленная версия соглашения отличается еще более резкими ограничениями, которые в первую очередь направлены на блокировку крупных рекламных систем, таких как Google или Microsoft. Новая версия соглашения разрешает передачу данных только «независимому сервис-провайдеру, чей основной бизнес — мобильная реклама», кроме того этот провайдер не должен быть связан «с разработчиком или дистрибьютором мобильных устройств или мобильных операционных систем».
Очевидно, что здесь в первую очередь имеется в виду Google, ее операционная система Android и смартфон Nexus One.
Следует напомнить, что Apple в апреле этого года представила мобильную платформу iAd, представляющую собой сеть продажи мобильной рекламы для iPhone. На днях в компании заявили, что объем предварительных заказов на iAd превысил 60 млн долларов.
В Федеральной комиссии по торговле говорят, что занимаются исследованием ситуации вокруг Apple и ее бизнес-практики. В ближайшее время от антимонопольного ведомства ожидается официальное заявление. В Apple каких-либо комментариев по ситуации не дают.