В разгар лета «Европейская ассоциация программной инженерии» EASE организовала уже третью факап-вечеринку, на которой топовые бизнесмены делились опытом своих неудач.
– Столько ценной информации, которая поможет сэкономить драгоценное время, деньги и другие ресурсы вы нигде не услышите. FuckUp Night by EASE – это вечер, когда мы без стыда делимся неудачами нашего бизнеса, рассказываем, как провалились наши проекты. Но главное, что делаем это с улыбкой на лице, – отметил Владислав Савченко, Президент «Европейской ассоциации программной инженерии» EASE.
– Мы с командой все время в поиске новых форматов, которые бы принесли резидентам и бизнес пользу, и возможность отвлечься от рутины. FuckUp Night by EASE зашел сразу, поэтому мы продолжаем это успешное действие. Собрать спикеров такого уровня каждый раз – вызов, но мы справляемся. Топ-менеджеры MEGOGO, Multiplex и Atlas Weekend удивительно сочетались в этот раз на сцене. А на осень мы уже ведем переговоры с новыми спикерами и готовим истории, которые будут рассказаны впервые, – отмечает СЕО «Европейской ассоциации программной инженерии» EASE Любовь Мочалова.
Если вы думали, что провалы происходят только со стартапами, Иван Шестаков, директор по стратегическому развитию медиа сервиса MEGOGO, готов полностью развеять этот миф. В рамках FuckUp Night by EASE он рассказал, что вся история компании сплошь и рядом состоит из факапов. Иван отметил, что в начале пути веб-сервис MEGOGO был исключительно про IT, но рынок менялся и требовалось соответствовать новым реалиям:
– Изначально мы планировали размещать легальные фильмы на MEGOGO, но бесплатно, подобно пиратским ресурсам, добавив рекламы, которая будет приносить доход. Ведь для аудитории не понятно было, что за контент необходимо платить. При этом мы планировали отчислять правообладателям процент за просмотры. Собственно, это и был весь бизнес-план. Как оказалось, контент покупать очень и очень сложно, а объяснить аудитории, что он платный – еще сложнее. Прошло около 5 лет, пока в Украине аудитория начала привыкать к платной модели.
И это не единственный провал в истории MEGOGO: запуск приложения, коммуникация внутри команды во время локдаунов, выпуск новых продуктов – каждый новый шаг порождал очередной провал.
– Мы запустили удобное приложение, но и за него люди платили не охотно. До тех пор, пока наша команда пыталась сделать революцию, мы уходили в минус. И тогда обратили внимание на вымирающий, в нашем понимании, сегмент – телевидение. Телевизор – это то, за что люди привыкли платить поколениями. При запуске стартапа важно понять, к чему у пользователей уже есть привычка и сделать новый продукт чуть-чуть лучше, чем уже существующий. Когда пользователи к нему привыкают, они не могут уже прожить без этого сервиса.
Еще один герой FuckUp Night by EASE – Виталий Писаренко, бордмембер и экс-CEO Multiplex рассказал историю, как сеть кинотеатров попала в настоящий международный скандал.
– Один из факапов – это когда Multiplex сам стал настоящим пиратом, хотя по долгу службы мы с ними постоянно боремся. Наши маркетологи из лучших побуждений сняли кусочек фильма и опубликовали видео в наш официальный аккаунт. Мне до сих пор за это больно, ведь этим мы спровоцировали целый международный скандал. После произошедшего никто не стал в оборонительную позицию: мы быстро признали свою ошибку и предложили студии крутое сотрудничество. В итоге у нас получилось решить этот вопрос.
Виталий отметил, что очень много ошибок происходят не от того, что кто-то хочет сделать плохо, а от того, что кто-то хочет сделать хорошо. Но позитивная энергия направляется немного не в то русло.
– При всей сложности ситуации, есть важный нюанс: нужно сохранить у людей позитив и желание улучшать продукт, с которым они работают. Человек ведь хотел сделать хорошо, ошибку удалось решить, а у него уже обрушился весь мир. Мы учим сотрудников не боятся неудач, но и не скрывать их. Мы предельно открыты и всегда помогаем решить любые вопросы. Важно максимально все документировать, чтобы минимизировать риск повторений факапов. Хотя, все мы знаем, что ошибки неизбежны, просто любите их.
Организаторам Atlas Weekend порой тоже было несладко. Дмитрий Сидоренко, основатель музыкального фестиваля рассказал, что факапов было бесчисленное количество и они будут появляться и в будущем.
– Недостаточное количество туалетов, полный бардак с таймингом, жалобы на шум от жителей района, форс-мажоры и многое другое – мы прошли очень разные этапы. К примеру, в 2018 году появился новый фестиваль, который должен был стать конкурентом Atlas Weekend. Организаторы всячески пытались переманить наших артистов. Мой факап в том, что я рассказал спонсорам нашего фестиваля, с какими артистами веду переговоры. В итоге одна из групп стоила нам +200 000 евро. Я сделал вывод, что не нужно говорить о своих планах, пока, как минимум, не подписан контракт.
Одним из самых серьезных испытаний, по мнению Дмитрия Сидоренко, стал коронавирус и локдауны. Но многолетний опыт, новые онлайн проекты, а также лояльная аудитория помогли справиться с этой проблемой. Несмотря на все неурядицы, которые случались и случаются, Дмитрий считает, что ошибки должны происходить:
– Все наши факапы – это бесценный опыт, который позволяет в будущем сэкономить в разы больше денег, чем сейчас. Главное – делать из них выводы, исправлять их и расти дальше. Совершайте ошибки, они должны быть!