Привет. Я сейчас напишу о своей боли, чтобы помочь себе и кому-то еще не нервничать лишний раз. Этот текст будет об аспектах работы, которые можно сразу не оговорить, а потом изрядно испортить впечатление о заказчике, себе и проекте в целом.
Итак, начнем.
Бриф
Чтобы не было недопониманий с объемами работы, сделайте себе табличку для брифования заказчика. Это не займёт много времени, а пользы принесёт гораздо больше. В случае, если работаете с мелким проектом, составляйте текстовые вопросы и не бойтесь спрашивать много: лучше сразу уточнить все мелочи и потом спокойно спать.

Рабочий день
Если вы работаете на фрилансе, это не означает, что вы работаете 24/7. Жаль, что не все заказчики это понимают, и сообщения в 21:30 становятся обыденностью.
Вы имеете точно такое же право отдыхать с друзьями, как и работники в офисе. Сразу говорите: «Я работаю с пн по пт с 8 до 17» или как вам удобнее. Я бы рекомендовал делать поправку на форсмажор: если произошло что-то действительно важное и срочное. Но и его масштабы лучше тоже обсудить. Если у кого-то появилась идея, которая ждет до утра, стоит отложить её. Тем более, утром она может показаться не такой гениальной.

Говорим
Самое ужасное, по мнению многих, это когда заказчик начинает рассказывать, как всё делать. Я считаю, что на порядок ужаснее, когда фрилансер начинает молча соглашаться с этим мнением, не высказывая своё.
Клиент не всегда прав. Он — всегда настойчив. Сразу оговорить момент «обсуждения важных шагов» поможет сэкономить нервы и впечатление о себе. Если заказчик говорит, «я хочу вот так», а вы уверены, что есть способ сделать это лучше, — попробуйте рассказать ему своё видение и объяснить, почему так, как хочет он, не совсем хорошо.

Важно! Не стоит настаивать на правильности своего мнения. Оно может быть просто другим, и тут уже стоит подождать 10 минут, чтобы успокоиться и с чистой головой подойти к решению задачи.
Но и это тоже стоит обсудить с клиентом. То, что вы не молчите, если вам что-то не нравится, может быть шоком для заказчика. Вполне вероятно, что он может быть не готов к такому развитию событий и возмутиться вашей инициативе.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 4 армейских навыка, которые помогают на работе в рекламном агентстве
Объем работы и переработка
Если ваша работа на аутсорсе предполагает конкретные задачи, оговаривать стоит сразу все. Не стоит говорить абстрактными понятиями. Поверьте, это в 99 случаях из 100 приводит к недопониманию.
В большинстве случаев вас будут просить делать что-то, что не оговорилось раньше. Это могут быть мелочи, которых за весь проект насобирается достаточно, и в конце проекта вы будете выжаты как лимон из-за тех задач, за которые вам, увы, не заплатят.

Фраза «будет два макета, и еще там парочка мелких» на самом деле означает «будет два больших макета и еще с десяток тоже нормальных». Как поступать? Просто спросите: «Мелких — это каких?» и «Сколько точно их будет, я хочу рассчитывать своё рабочее время». Главное — с улыбкой.
Проплата
Самая неудобная тема для всех — говорить о деньгах. Еще более неудобно, когда вы начинаете спрашивать о том, а когда же вам придет проплата за работу. Именно для того, чтобы избежать таких недопониманий, лучше сразу оговаривать не только сумму, которую вы хотите получить, но и точную дату, когда она должна прийти.
Тут я тоже рекомендую брать зазор в пару дней, на случай форс-мажоров (они точно будут, так что не удивляйтесь).

Вообще все финансовые вопросы стоит обсудить до начала работы, чтобы потом не было никаких вопросов и неудобных ситуаций. Это как сорвать пластырь 😉
Я думаю, что вам должны пригодиться эти знания, которые я смог структурировать только со своим вторым приходом работы на фриланс.
Кавер: Unsplash
Гифки: GIPHY