27 Ноя 2012, 08:40

Foursquare может прийти конец

Именно на эту тему рассуждает в своей статье для журнала Forbes CEO dwinQ Патрик Свини (Patrick Sweeney) и приходит к неутешительным для компании выводам

Foursquare может прийти конец

Именно на эту тему рассуждает в своей статье для журнала Forbes CEO dwinQ Патрик Свини (Patrick Sweeney) и приходит к неутешительным для компании выводам

По его мнению, Foursquare, основанный в 2009 году как сервис для «чекинов» и получивший многомиллионные инвестиции (более $70 млн, после последнего раунда финансирования компания оценивалась в $600 млн), сейчас значительно отстает от своих конкурентов: Facebook, Yelp и Google.

Все эти компании еще в 2010 году представили свои версии чекинов. В конечном итоге, геолокационная соцсеть решила сместить акценты. Патрик подчеркивает, что сами по себе чекины — очень полезная и нужная функция. Однако наибольший эффект для пользователя она дает, будучи реализованной в его главной платформе для социальных коммуникаций — многие люди хотят, помимо прочего, делиться с друзьями информацией о посещенных ими местах. Однако Foursquare оказался неспособен предложить пользователем что то, помимо чекинов, в то время как другие популярные сайты и соцсети, имеющие армию пользователей, скопировали эту функцию.

Прогноз Патрика Свини неутешителен — при сохранении текущего положения дел у компании хватит денег не более чем на год существования при сохранении нынешнего количества сотрудников в 150 человек.

Основной ошибкой руководства Foursquare Патрик Свини видит в игнорировании принципов «гибкого маркетинга» (maneuver marketing) — OODA (Observation, Orientation, Decision, Act — Наблюдение, Ориентация, Решение, Действие).

Так, он считает, что компания должна была более тщательно анализировать изменения рынка, запросы пользователей, движения конкурентов и реагировать на них зеркальным образом. Однако этого не произошло, и Foursquare понадобилось три года на преодоление отметки в 20 млн пользователей, в то время как у Instagram было 30 млн за меньший срок и с $7,5 млн инвестиций.

После того, как стало ясно, что одних чекинов для успеха недостаточно, Foursquare попытался обратиться к рынку купонов и рекомендаций. В результате, реклама показывается тем пользователям, которые пришли в эту соцсеть, чтобы отметиться в ресторанчике, и не более того. То есть, реклама предлагается людям, которые пришли в соцсеть с другими намерениями — эта модель потерпела фиаско в случае с баннерной рекламой Facebook, и маловероятно, что в случае Foursquare результат будет лучше. В Facebook проанализировали результаты и плавно мигрировали на идею платных постов (что в итоге вызвало недовольство большого количества пользователей). Foursquare еще раз изменил подход, объявив о том, что реклама будет, главным образом, нацелена на людей, которые ищут что-либо на их платформе.

Когда мы показывали рекламу людям, которые искали что-то на Foursquare и вбивали ключевое слово или задавали вопрос, процент пользователей, которые чекинились в рекламируемых местах, был весьма высоким — отметил CEO Foursquare Деннис Кроули на прошедшей недавно Advertising Week.

Однако по мнению Патрика Свини, люди ищут что-то на сайтах, которым они доверяют и могут легко воспользоваться — например, Google, Twitter и т. д. А пользоваться поиском в соцсети для чекинов мало кому может прийти в голову.

Foursquare слишком медленно принимал стратегические решения, и, по большому счету, самое важное из них до сих пор не принято. Чекины, игровая манера, поиск и места — в какую бы сторону компания ни решала пойти, на ее пути каждый раз вставали более состоявшиеся компании с большей пользовательской базой. В то же время заниматься рекомендациями и купонами нужно было до того, как Yelp реализовал все это на своей платформе, вдобавок скопировав и идею Foursquare с мэрами мест — в Yelp они называются «герцогами» (dukes).

Сейчас Foursquare находится где-то между — это не полноценная социальная сеть и не поисковая система. Пользовательская база сервиса сокращается и, вдобавок, становится все менее актуальной. Если Foursquare хочет составить конкуренцию игрокам рынка поиска, то ей придется сражаться с Google, Facebook, Yelp и даже Apple. В случае рынка купонов соперничать придется с Groupon, LivingSocial и другими успешными компаниями с пулом лояльных пользователей.

Лучшим вариантом для Foursquare, пока компания не дошла до банкротства, стала бы продажа какому-нибудь гиганту вроде Google или Yahoo, которые могли бы таким образом усилить свой потенциал на рынке чекинов. Другой вариант — инвесторы/менторы Foursquare (например, Крис Диксон и Фред Уилсон, которые имеют большой опыт в мире social media) могли бы помочь компании найти свободную нишу.

Наиболее многообещающей из подобных ниш сейчас, по мнению Патрика Свини, является так называемый социальный продакт плейсмент, создающий положительные впечатления у аудитории и обладающий отличным ROI. Если Foursquare удастся придумать, как ненавязчиво реализовать подобную услугу, то это может стать настоящим прорывом для компании. Однако, чтобы добиться этого, действовать нужно очень быстро.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео