Эволюция аккаунта: от биллинг-клерка до проджект-менеджера
03 Апр 2018, 08:45

Эволюция аккаунта: от биллинг-клерка до проджект-менеджера

Настя Байдаченко, СТО razom communications, и Татьяна Коваль, Media Planning Group Head Universal McCann Ukraine о том, каким сейчас должен быть аккаунт-менеджер

Требования к аккаунт-менеджеру возросли. Теперь это не просто посредник между клиентом и агентством, а полноценный проджект-менеджер, управляющий сложными многоуровневыми проектами, — утверждают Настя Байдаченко, СТО razom communications, и Татьяна Коваль, Media Planning Group Head Universal McCann Ukraine.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Почему сегодня аккаунты часто не справляются со своими задачами? 

Настя: Потому что задачи усложнились и трансформировались в проекты. Если аккаунт не прокачивает в себе навыки проектного менеджера, он просто не справится. 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Еще 10-20 лет назад аккаунт-менеджер выполнял много задач биллинг-клерка. В круг его обязанностей входили: договора, счета, оплаты, согласовать встречу с заказчиком, получить бриф, составить задачу, собрать предложения и отправить клиенту. Если вы смотрели Mad men в русскоязычном дубляже, аккаунта называли бухгалтером. И в те времена аккаунт, по сути, был бухгалтером. 

В 2008–2010 годах, когда диджитал стал играть значительную роль в бизнесах клиентов, на плечи аккаунта упала еще одна задача — координация цифровых проектов. Это уже куда менее регламентированная сфера и навыков биллинг-клерков перестало хватать. 

Сегодня аккаунт — это полноценный проджект-менеджер, который управляет сложными нелинейными проектами.

Если функционал аккаунт-менеджеров расширился, соответственно, требования к специалисту тоже. Какими качествами и навыками должен обладать кандидат на эту должность с вашей точки зрения? 

Настя: Прежде всего, это человек, который умеет планировать. Не просто расписать задачи на завтра, а разработать план управления проектом от начала до конца. Сюда входят планы управления затратами, сроками, рисками, ресурсами и так далее. С этим справится человек системный, организованный, сертифицированный по проектному менеджменту. ё

Понимание матрицы RACI — важный инструмент аккаунта. 

Аббревиатура RACI означает: 

R — Responsible (исполняет); 

A — Accountable (несет ответственность); 

C — Consult (консультирует до исполнения или в процессе);

I — Inform (информируется после исполнения или в процессе).

Иногда в проекте задействованы команды из десяти и более специалистов. Четкое понимание каждым участником своей роли в команде — залог успешного завершения проекта. Часть наших сотрудников уже прошли обучение этой методике и применяют ее в своей работе. 

Basecamp — еще один инструмент, который мы сейчас внедряем в агентствах группы. Задач очень много, их сложно удержать в голове, а потому без софта по управлению проектами не обойтись. 

Мы уже применили проектный подход к тендерам, сделали планирование и сейчас прокачиваем команду, развиваем и обучаем своих аккаунтов.

Настя Байдаченко и Татьяна Коваль. Автор гифки: Артем КазановскийНастя Байдаченко и Татьяна Коваль  

Татьяна: На мой взгляд, аккаунт в рекламной сфере перенимает навыки проджект-менеджера из IT. Проекты в IT всегда были сложными. Стратегическая задача — довести идею клиента до результата, придерживаться установленных сроков, используя ресурсы агентства. 

Проект должен быть доведен до конца, клиент — удовлетворен, а команда — достичь поставленных целей. Поэтому не упускайте цель из виду и поддерживайте команду, если нагрузка зашкаливает и нервы сдают. Например, в период особой активизации тендеров я видела, что ребята находятся на грани. В такие моменты важно вдохновлять и поддерживать команду, грамотно распределять приоритеты и ресурсы. По максимуму освободите команду от других задач, не относящихся к проекту, чтобы не терять фокус. Эти функции напоминают обязанности скрам-мастера в IT. 

И, конечно, ответственность — это must, must, must. Не каждый человек способен брать на себя ответственность.

Настя: Более того, не каждый человек способен ее делегировать. Это тоже большая проблема. Предлагаю поучиться этому у пилотов самолетов. В кабине самолета обычно сидят два летчика. И это не случайность. Если один из них захочет выйти по нужде или успокоить пассажиров, то он должен передать ответственность за управление самолетом второму пилоту. Выглядит это так: один говорит другому «your control», а тот отвечает «my control». Все — он теперь «accountable». Потому что, если он не «accountable», то самолет рухнет. 

Татьяна: Да, аккаунт-менеджер отвечает за весь проект. Если тебе звонит клиент и просит информацию, а ты отвечаешь, что не в курсе, то ты дисквалифицирован.

Где искать аккаунт-менеджеров, которые соответствовали бы перечисленным требованиям? 

Татьяна: Это еще одна сложность. Таких специалистов на рынке труда мало. Варианта два: либо переманивать у конкурентов, либо выращивать кадры самостоятельно. 

Настя: Я за то, чтобы выращивать кадры самостоятельно. Для этого рекомендую запланировать время на типирование, тестирование и обучение подходящих под эту позицию людей. Я это называю «игрой в четыре руки». Когда руководитель или опытный проджект-менеджер показывает, как управлять проектом от начала до конца. Так у вас появятся сотрудники, которым вы доверите управление многоуровневыми проектами.

Что вы бы посоветовали начинающему аккаунт-менеджеру?

Настя: Сесть за стол и прописать на листе бумаги следующие моменты: кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе, на кого ты можешь расписывать задачи и что является результатом твоей работы. 

Татьяна: Смотрите на проект оптимистично, влюбитесь в конечный результат. Один хороший человек сказал мне: «Помни, ты работаешь не в детской кардиологии. От тебя не зависят жизни детей». Это спасло эшелон моих нервов — традиционный расходный материал личности рекламщика. Задачи решаются и не одним способом. Верьте в себя и все получится!

Расскажите друзьям про новость