«Эффект жабы» на украинском рынке POS-материалов
17 февраля на RemaCongress в рамках Международной выставки Rema Days прошел Круглый стол «Укрупнение рынка POSM и уход средних игроков как один из главных итогов кризиса».
Спикерами круглого стола выступили:
1) официальный представитель POPAI в Украине Руслан Червак
2) шеф-редактор Btlreport Ростислав Касьяненко
3) Олег Биджинский, маркетинг-директор Wilson & Brown
4) директор POS-Media Максим Сажин
5) Ярослав Лагута, директор Insight Communications
6) независимый эксперт по мерчендайзингу Василий Лазарук
7) руководитель Innovative Special Events Игорь Кретов
Участники обсудили положение рынка POS-материалов, и сошлись на том, что если до кризиса в Украине была большая прослойка средних игроков рынка, то теперь одни из них стали еще крупнее, другие, наоборот, перешли в разряд мелких или вообще ушли с рынка. Руслан Червак метко назвал это «эффектом жабы»: «Если лягушку бросить в кипящую воду, она выпрыгнет, но если воду нагревать постепенно, она не станет выпрыгивать и в итоге сварится. Рынок отреагировал аналогично. Часть компаний успела «выпрыгнуть», часть — «сварилась». Сварились именно те, кто гнался за тем, чтобы «хапнуть» больший бюджет, не имея достаточно площадей, чтобы сделать тот или иной POSM или разместить его. Однако большой кусок просто так в рот не лезет, нужно делиться и рынок поделить. Вот он и поделился. Тот, кто был большим, стал еще больше, а тот, кто не понят, что выпрыгивать надо, тех среди нас уже нет».
Ярослав Лагута также отметил, что с приходом кризиса партнерская составляющая в отношениях между заказчиком и исполнителем практически исчезла: «Казалось бы, крупные игроки, или выжившие — назовем их так, после того как они выжили и вообще в кризисных условиях народ должен стать сговорчивее, добрее, радоваться пусть небольшим, но заработкам. К сожалению, мне кажется, зачастую можно отметить противоположную тенденцию. С другой стороны, клиенты стали в виду кризиса еще требовательнее, хотят за три копейки и все, но чтобы выглядело на три рубля»
Однако, оснований для пессимизма не так уж и много, считают игроки рынка. «Нельзя сказать, что кризис в Украине привел к ситуации потери денежных средств. Возможно, уменьшилось количество игроков, которые могут себе позволить заказывать POSM. Основные игроки остались, и, если у них были поквартальные заказы, то сейчас они их глобализируют и делают полугодовые или годовые заказы. Есть компании, которые раз в полгода или год устанавливают бюджетную квоту, проводят тендер и выбирают POSM на уже спланированные годовые программы. Что же касается ценовой тенденции в POSM, то сейчас, даже в этот кризисные год, компании-заказчики заказывают более дорогие дисплеи», — утверждает Олег Бжезинский.
Проведение Круглого стола инициировано Интернет — журналом Btlreport