Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) внесло в перечень международных спонсоров войны две ведущие табачные компании мира Philip Morris International и Japan Tobacco International. Компании продолжают вести бизнес в России и поддерживать экономику страны-агрессора уплатой значительных налогов в ее бюджет.
Philip Morris International — американская глобальная сигаретная и табачная компания, которая продает свою продукцию более чем в 180 странах мира, самые известные марки: Marlboro, Parliament, Bond, Chesterfield, L&M, Next, HEETS (табачные стики для электронной системы нагрева табака IQOS).
В России Philip Morris International представлена двумя аффилированными компаниями: фабриками АО «Филип Моррис Ижора» в Ленинградской области и филиалом АО «Филип Моррис Ижора» «Филип Моррис Ижора Кубань» в Краснодаре, а также организацией ООО «Филип Моррис Сейлз энд Маркетинг» примерно в 100 городах страны.
Доля рынка торговых марок «Филипп Моррис Интернешнл» в россии составила 30,1% в 2019 году. Так, компания является одним из крупнейших налогоплательщиков в российский бюджет, за счет которого затем удерживается и российская армия. Сейчас совокупный объем инвестиций Philip Morris International в рф превышает 2 млрд долларов США.
Согласно данным финансовой отчетности российского подразделения Philip Morris, выручка компании в первый год полномасштабного вторжения россии в Украину выросла на 8% до 140,3 млрд руб., а чистая прибыль до 48,2 млрд руб., что на 45% больше, чем в 2021 году. Соответственно, налог на прибыль в бюджет агрессора был уплачен на сумму более 136 млн дол. США.
В начале полномасштабной войны Philip Morris заявил о намерении продать свой российский бизнес, чтобы сохранить свою репутацию, однако корпорация до сих пор остается одним из крупнейших налогоплательщиков в российский бюджет.
Japan Tobacco International (JTI) является несомненным лидером табачного рынка в россии (доля рынка около 34,9%). Она является одной из крупнейших компаний FMCG в стране по объему продаж. В портфель компании на российском рынке входят международные бренды Winston, LD, Mevius, Camel, Sobranie и российские марки «Донской табак», Kiss, Play, «Петр I», «Тройка» и другие.
Компания является одним из крупнейших производителей продуктов с пониженным риском (прибор для нагрева табака Ploom и электронный испаритель капсульного типа Logic Compact). За последние 20 лет инвестиции JTI в экономику РФ превысили 4,6 миллиарда долларов. Налоговые платежи компании в 2020 году обеспечили 1,4% дохода федерального бюджета РФ. Сама же компания открыто заявляла о том, что российский рынок генерировал около 2 млрд дол. США в 2022 году для группы JT.
Хотя представители JTI заявляли, что JT Group приостановила новые инвестиции и маркетинговую деятельность в россии, но компания все еще продолжает производить и распространять продукцию в рф.