До лета 2015 года в Украине закроется десяток тематических телеканалов
Падение украинской экономики вызвало сворачивание рекламного рынка, которое спровоцирует уход из телеэфира специализированных вещателей уже в следующем году
Произошедшие в Украине за последний год общественно-политические преобразования «урежут» отечественный телерынок. Развязанная Россией необъявленная война против Украины привела к аннексии Крыма и боевым действиям на Донбассе. Временная утрата территорий, девальвация гривни и падение покупательной способности — все эти факторы крайне негативно отразились на медиа-индустрии. Всеукраинская рекламная коалиция подсчитала, что в 2014 году объем телерекламы упал на 20% — до 9,06 млрд грн.
Телевидение не в тему
Уменьшившийся рекламный рынок уже спровоцировал проблемы прежде всего в секторе тематических телеканалов. Принадлежащий донецкому бизнесмену Борису Колесникову XSPORT (ООО «Тотвельд») объявил о временном — на 90 дней — прекращении вещания с 1 января 2014 года. Телеканал, как сообщил глава его наблюдательного совета Юрий Громницкий, «берет паузу на реорганизацию». «Он существования не прекращает», — процитировало топ-менеджера издание Mediasat.
Член Национального совета по телерадиовещанию Олег Черныш подчеркнул, что в законе нет нормы о приостановке вещания. Он отметил, что Нацсовет вправе проверить XSPORT и, если найдет нарушения — применить санкции. Это может быть предупреждение, штраф или судебный иск с требованием лишить лицензии.
Член общественного совета при медиа-регуляторе Александр Глущенко отметил, что похожие проблемы возникли и у других участников рынка. По его словам, «Меню ТВ», «Гумор ТВ» и «Бабай ТВ» тоже ушли с рынка. Нацбанк отказался от финансирования принадлежащего ему «Банковского телевидения». Государство озвучило планы по переформатированию данного медиа-ресурса для иностранного вещания.
«До лета 2015 года еще с десяток тематических телеканалов уйдут из эфира», — предположил Александр Глущенко. Он подсчитал, что на сегодняшний день с четырех спутников вещание ведут около 80 украинских телеканалов. Основная бизнес-модель у них — рекламная. Теперь из-за падения рынка отечественная индустрия просто не в состоянии «прокормить» такое количество ТВ-игроков. «Рекламный котел уменьшился, а ложек осталось 80», — обрисовал ситуацию эксперт.
Цифра подешевеет
Для многих телеканалов, отметил Александр Глущенко, тарифы за вещания в цифровой эфирной сети «Зеонбуда» оказались непосильной ношей. «С учетом уменьшения рекламного рынка, платить за вещание в аналоге и параллельно за распространие в цифре еще около 1,6 млн грн в месяц — для игроков становится все труднее», — констатировал член общественного совета при медиа-регуляторе. «В общенациональной сети при нынешних экономических условиях максимальное количество телеканалов должно быть не более 20 в двух мультиплексах, с учетом региональных и местных. А 32 телеканала, 28 из которых — общенациональные и 4 мультиплекса — это явление избыточное для украинского рынка», — подсчитал Александр Глущенко.
Из России, но не с любовью
На украинском рынке отразится усиливающийся кризис у наших северо-восточных соседей. Помимо международных санкций, ударивших по макроэкономике, в РФ ухудшилась инвестиционная среда. Изменения в российском законодательстве запретили тематическим телеканалам работать по рекламной модели. Теперь они смогут зарабатывать только на абонентской плате. Один из лидеров спутникового вещания и контент-агрегаторов— российский «НТВ-плюс» — заявил о закрытии нескольких телеканалов после Нового года, сообщил Александр Глущенко. На очереди еще несколько тематических вещателей.
С недавних пор в уставном фонде российских телеканалов иностранные инвесторы могут владеть не более 20%. Американская CNN уже распрощалась с рынком РФ (с 1 января 2015 года). Прекращение вещания любого переводного канала в России автоматически означает его уход с рынка СНГ. Создавая одну звуковую дорожку на русском языке, вещатели покрывали весь макрорегион.
Телезакон Дарвина
Член Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Олег Черныш согласился с пессимистическим прогнозом. Еще на сентябрьской конференции «Телевидение как бизнес» — когда еще не началась девальвация гривни, отметил госчиновник — игроки украинского телерынка предсказывали, что количество телеканалов сократится. «Выживет только сильнейший, кто предложит интересную модель», — подчеркнул представитель Нацсовета по телерадиовещанию.
Основываясь на опыте предыдущего кризиса 2008-2009 годов, Александр Глущенко предположил, что сложная экономическая ситуация в стране и в отрасли приведет к росту пиратства, как среди провайдеров так и абонентов. Тогда некоторые кабельные операторы использовали еще и underreporting (умышленное занижение абонентской базы, чтобы уменьшить отчисления правообладателям). По его словам, чтобы выжить, правообладатели контента должны пойти навстречу провайдерам и временно зафиксировать цены в гривне, отказавшись от привязки к долларам США. В противном случае, обе незаконные практики снова найдут широкое применение в связи с ростом цен и на фоне падения покупательской возможности.